Вот вчера в этой интересной теме про обязанности комментаторы задались вопросом: а надо ли вешать на детей рутину? Я лично считаю, что нужно. "Подвиг малых дел", как говорили католики об одной святой, дается труднее всего. Скажем так, у всех сбежавших из семьи молодых отцов в речи так или иначе звучит: каждый день одно и тоже. Она, жена, отупела, говорит только о "пеленках". И одновременно частенько с гордостью говорится: я гулял с ребенком! Потом выясняешь, что гулял раза четыре за два месяца и уже подвиг!
Сразу вспоминается рассказ дочери одного клиента: папа везет меня на санках и читает на ходу, санки переворачиваются, я падаю, пока встаю, он уходит уже далеко, я кричу, а он не слышит и уходит! Кстати, человек очень хороший, только вот с рутиной у него были большие сложности: родители все больше на духовные ценности настраивали. Вот вам и весь подвиг!
Я лично считаю, что максимально полезно научить ребенка именно регулярному труду, весь упор на регулярность. Пусть обязанность будет мелкая, но ежедневная или еженедельная. Такие люди, кстати, реже страдают от «дедлайнов», учатся разделять дела на куски и могут организовать работу проекта. Другое дело, что вменять обязанности нужно в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка (помните, что для 5-6 летнего неделя – это почти вечность?) и очень постепенно. Я, например, не представляю, что ребенок не погулял с собакой и я пошла за него (болезнь и отсутствие не рассматриваем). И демократии никакой не будет - он пойдет, даже если у него не выучены уроки. Погуляет и будет учить позже. Потому ни у одного из моих «мальчика и мальчика» проблем с деланием чего-то в последнюю минуту, особенно учебных заданий, не было. Другие проблемы есть, но откладыванием работы точно не страдают и в оправдания не играют.
Ага, вопрос: где, в каких местах привычка к регулярному труду и к регулярным обязанностям дает максимальный эффект?
А где она может навредить? Или, по крайней мере, бесполезна?
то, что Вы описали (я тоже через это прошел, у меня даже госы по наукому - трояк) - это чистой воды "зомбирование", то, за что ругал Толстой идею воспитания. по сути, до сих пор восптание как процесс и как методы и культивируются, и воспринимаются, как способ привить ребенку "типа правильное" поведение, но то самое, которого у меня, как у воспитателя, нет. простой пример: считалось вполне нормальным, что курящий воспитатель привьет детям отвращение к курению заклинаниями "курить вредно". или безграмотная училка, слепо руководствующаяся методичками, привьет вкус к литературе. ага, опять же заклинаниями о пользе и вообще. это я про методы.
про цели. их много у всех. у государства - создать удобную протоплазму. у разных государств в разное время разные критерии удобства, но цель, по большому счету, одна. у воспитательных учреждений - иметь непрерывный поток денег от тех, кто оплачивает воспитательный процесс: государство или родители.
у родителей все еще сложнее. либо слепить "правильного" ребенка, либо как получится, либо дать ему "щастя", сколько в него влезет. и еще 100500 подвидов. отсюда и способы типа воспитания выбираются.
самые продуктивные в этом деле те родители, кто независимо от цели использует наиболее эффективную технологию, которая, кстати, воспитанием не называется: живут так, как говорят. и дети просто воспроизводят (с вариациями и погрешностями) эту же модель жизни.
собственно, о том и пост: не о заклинаниях, каким "надо быть", а о навыке - практическом умении что-то делать, не только знать, как правильно. а как этот навык прививать - ууу... это еще на пару страниц :)
где-то-как-то-так.
-публичного выступления, подготовка презентации;
- ведения дискуссии;
- работа в совместных проектах;
... ну можно ещё накидать, считаю достаточно.
Это базовые навыки, которые пригодятся везде. Просто в нашем обществе (как и во многих других) мужчина может рассчитывать на то, что обязательно найдётся какая-нибудь женщина, которая эти базовые вещи ему обеспечит.
Те навыки, которые вы описали, не требуют регулярности и не везде нужны. Например, бухгалтеру навыки публичного выступления не нужны. Или сапожнику навык работы в команде.
Примем как данность, что творчество в любом проявлении у детей не развивают вообще. Что в семье, что в школе. И даже в якобы творческих школах-мастерских-институтах. То есть, к ребенку-учащемуся предъявляют некоторые как бы творческие претензии, ставят как бы творческие задачи. Это в специализированных заведениях исключительно. Но творчество как навык, как способность, не развивают нигде. И даже не во всякой, например, художественной мастерской вам смогут внятно ответить, как именно они развивают творческие навыки. Исключение - единичные даже не садики-школы, а носители некоторых знаний. Скажем, кто-то придумал очередной прием или технологию развития творчества (а они есть и немало), сам освоил и кого-то где-то учит. У него могут быть разной степени обученности последователи. И все!
Поэтому я считаю, что у нас творчеству нигде не учат. Поэтому и задачи как целиком творческие, так и со значительной долей творчества (например, ведение дискуссии, публичное выступление и т.п. - изрядная доля творчества) рассматривать не будем, во всяком случае, пока. Хотя тема тоже заводная :))
Про регулярность и рутину. Рыжая сознательно приводит понятные всем примеры. Тем более, что бытовые навыки и понятнее любой аудитории, и, самое главное, быстрее всего и легче всего прививать навык регулярности. Особенно в младшем возрасте. Скажем, каждый вечер выносить мусор куда проще и легче делать, чем раз в месяц оплачивать электричество. Еще сложнее обучить такому бытовому навыку, как составлять меню на пару недель и как следствие - список покупок, да еще и в разных местах! Дети до определенного возраста просто не в состоянии решить такую задачу. А когда будут в состоянии, навык регулярности, рутины уже намного сложнее привить. Типичная ситуация - первый раз выход на работу. Для кого-то это легко, но для большинства - ломка привычной жизни. И не только потому, что весь день теперь занят, а потому, что работать нужно ВЕСЬ ДЕНЬ! И даже весь год! Ну да, потом привыкают, но именно привыкают, а не обучаются. Другими словами, навык бытовой рутины - это навык, который легко масштабировать на любую другую работу, это легко генерализируемый навык. Скажем, тот кто регулярно мыл посуду сам, так же естественно регулярно будет ее загружать в посудомойку (наши мальчишки, например). А если ребенок ответственен за чистоту кухни, то здесь вообще не важно, каким образом посуда помыта, можно даже младших построить :). И равно наоборот: сам не мыл (не отвечал за чистоту), и наличие посудомойки не спасает. А вот домработницы для малышей могут оказать дурную услугу: они могут восприниматься как еще одна нянька, с которой можно еще и покапризничать.
Фух... пора спать.
Edited at 2015-04-24 09:29 pm (UTC)
Классно же Дочуля всю кухню отп ..... ла а тут и сериал такой классный по ящику подвернулся! И дальше0- 1 вариант- дочуля как то урвала себе успешного, состоявщегося мужа- поверьте ей будет не до посуды особо; по крайней мере не в высших приоритетах она будет. А будет что типа помочь мужу подготовить публикацию- вычитать там, подредактировать- для солидного журнала или доклад на совет директоров. Во втором случае- унылый неудачник- можно до посинения дрызгаться в раковине с грязной посуде- состариться над ней- а так и будет- грязь, нищета и навечно обиженный на злой мир и людей гений на просиженном диване. То есть я всегда смотрю на такие вещи с точки зрения достижения жизненного успеха. А так... ну удалось их привить без особого психологического давления дрессировки и травмирования ребёнка- ну хорошо, нет- так нет. В сутках 24 часа в неделе 7 дней и второго детства не будет, поверьте. Не отьесть бы грязной посудой чего то более полезного. А с творчеством да, плохо. Начнём с того, чтобы про творчество говоритьь нужна очень серьёзная начитанность...
А можно поинтересоваться, Ваши дети сами упрашивали завести собаку и хорька или это Вы по своей инициативе так решили?
Edited at 2015-04-24 12:27 pm (UTC)
Например, я не приучена была с детства ни к чему. То есть, я помню, конечно, постоянный зудеж от бабушки (она меня растила с дедом): надо физическим трудом заниматься, поменяй трусы (простите:)), делай гимнастику (у меня со спиной проблемы с детства), веник возьми в руки, разберись на своем столе... и т.д. ПОСТОЯННО то одно, то другое. Как только у неё заканчивалось терпение (довольно быстро:)), устраивался грандиозный разнос. Бабушка сама все делала, а попутно поливала меня на чем свет стоит. Я пряталась в туалете(( Но это не приучение было, а пилёж с последующим моральным избиением. И самое обидное - результата ноль. В 17 лет я осталась одна и пришлось заново приобретать многие полезные и очевидные для многих привычки. Лет 20 уже приобретаю...)))
С дочкой, которую родила в 20, боюсь, я поступала почти так же, как со мной когда-то((( А вот сын родился в почти 40, и мне как-то очевидно, что проще всего приучить его к элементарным и всюжизньнужным вещам сейчас, в 2-3 года, когда он с энтузиазмом делает все, что показывает ему мама.
Бесполезна, думаю, для прорывов- все изобретения сделали ленивые от лень делать рутинное, и колесо и штопор и швейную машинку, ну и ноутбуки всякие тоже.
Вредна - при творческой работе, когда нужно нестандартное решение (чтобы не долбиться мухой о стекло).
То есть мне кажется, ребенок в первую очередь должен годам к десяти научиться отвечать за себя: одеваться, причесываться, проверять свою одежду и относить грязное в корзину с грязным бельем, заправлять свою постель, поддерживать себя опрятным, учить уроки и уметь самостоятельно оценить, нет ли пробела в знаниях, вовремя перекусывать и пить воду (ну и другие минимальные навыки по поддержанию собственного здоровья), не забывать чистить зубы. Прививая рутины ответственности за самого себя, большого давления оказывать не приходится - просто к зеркалу подводишь и спрашиваешь, нравится ли грязная мордаха с нечесаными волосами и что он может сделать, чтобы ее апгрейдить, обычно дите само соображает :).
Кстати, уборку в их комнате сверх устранения того, что им реально мешает (то есть выкинуть грязь, чтобы она не запачкала вещи, подобрать вещи с пола и с постелей) я не включаю пока: это МНЕ нравится, когда у них ни капли пыли, чистенькие дверцы шкафов и лего и меккано разобрано по коробочкам, а ИХ САМИХ устраивает лего в мешке вперемешку с меккано и небольшое пространство на рабочем столе. Но за собственный комфорт приучаю отвечать, т.е. если кто-то спотыкается об игрушку, падает и хнычет, задаю вопрос - что в этом случае должен сделать умный ребенок, чтобы предотвратить подобную ситуацию на будущее :)
А помощь - эпизодически по мере надобности, когда она действительно нужна, а не привлекается в воспитательных целях. Скажем, у меня старший-девятилетний уже знает, что нужно прибежать, когда я загоняю в гараж машину с полным багажником покупок, когда надо накрыть на стол в гостиной, когда надо купить хлеб в выходные с утра. Но это не значит, что это "его обязанность". Если папа идет в аптеку, скажем, он этот хлеб купит, и если у меня покупок мало, я не буду его привлекать, а подниму их сама...
Как дальше, в более старшем подростковом возрасте - не знаю. Но если они будут просто хорошо, внятно, отчетливо самообслуживаться, иметь для этого все нужные навыки и установленные привычки, буду уже считать свой материнский долг выполненным: мне кажется, человек, полностью отвечающий за себя, прекрасно сообразит, если надо, как отвечать и за других.
Всё, что я напополам с мамой или отцом делала меня не так раздражает: у меня гораздо более низкие запросы к домашнему комфорту всегда были, чем у родителей.
при этом не учу пока совсем никаким "делам" - готовить там, или подобному.