?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про восемь бутербродов.
gelena_s
Родители уходят в кино и говорят сыну: делай что хочешь, только не бери желтую книгу на верхней полке в папином кабинете. Много раз повторили, но когда пришли, то увидели, что ребенок так и не оторвался от своей стрелялки...

Тебе еще рано!

Мерзкая фразочка, сколько жизней ею покоцано!

Прессупозиция этой фразы такая: ты взрослый только в том случае, если куришь, пьешь водку или гуляешь с девочками/мальчиками. Что многие потом и берут на вооружение. Раз сексом заниматься получается, то я типа взрослый! Сбиваются критерии взросления на самые примитивные.

Ну, а про желание делать тайком или назло родителям в комментах написали почти все!

Маленькое лирическое отступление. Общее место: у детей в раннем и даже в малышовом возрасте очень развит инстинкт подражания. И так же все «типа знают», зачем он нужен: ребенок учится жить у нас, у родителей. Подражает не только простым формам поведения, но и сложным привычкам. А в первую очередь формирует речь. Самое грустное, что этот период потом проходит. Можно чему-то научить, но с очень большим трудом. Некоторые «продвинутые» родители своих детей в этом возрасте натаскивают на математику-физику-шахматы-музыку, упуская банальные житейские навыки. И потом вырастают далеко не всегда гении, но практически всегда неприспособленные «маменькины сынки-дочки». Конечно, Перельман таки получил место под солнцем, но, во-первых, какой ценой, и, во-вторых, он такой один, а сколько еще «непризнанных Перельманов» с двумя-тремя образованиями не в состоянии себе постирать рубашку или приготовить что-то сложнее яичницы?

Поэтому самое, глупое, это говорить, что рано еще заниматься самообслуживанием. Например, мыть посуду или варить еду, стирать-гладить. «Спасенные» тарелки-рубашки оплачиваются сверхдорогой ценой: не только потерей навыка самообслуживания, но даже хоть какого интереса, хоть какой-то мотивации к их освоению. Но эту цену платят дети, а не «типа любящие» родители. Зато хорошо развивается навык утилизации: «я выше этого!»

Все дети в дошкольном возрасте рвутся помогать готовить или мыть посуду, и если их в это время подключать к подобным делам, то с возрастом все это делается на автомате, дети даже сами не замечают, как совершенствуют навыки. А заставлять все то же самое делать в более позднем возрасте, когда уже сформировались собственные интересы - путь в конфликты.

Помню, свекровь как-то приехала с кучей кружек и чашек, купила сразу по двенадцать штук. Я удивилась, а она сказала: не волнуйся, через год уже ничего не останется! И оказалась права. Мальчишки старались сами их то доставать, то мыть и благополучно за год их все поколотили. На даче еще живет одна кружка, как свидетельница того времени.

Но зато уже к восьми годам старшего (младшему, соответственно, было три) мы спокойно могли уехать на полдня или на день, зная, что они себя и покормят, и напоят. Бабушка, конечно приходила, но не привязываясь к нашему времени отъезда. Помнится, забавный телефонный разговор примерно из того времени. Спрашиваем у старшего (кажется, ему было девять), мол, покушали? Он отвечает: да, поели. Я себе сделал ВОСЕМЬ!!! бутербродов, а брату четыре.

И, конечно, вопрос: с какого времени к какой опции надо приучать? Когда убирать за собой посуду? Когда ее мыть? Когда убирать игрушки? Когда готовить еду? А когда учить стирать?


  • 1
Посуду в раковину я ставила с того момента, как до раковины начала дотягиваться. Мыть начала, соответственно, по тому же принципу - как только это стало физически возможно. Правда, кажется, поначалу не мыла сковородки и кастрюли, только наливала в них воды, а мама потом мыла сама.
Игрушки не помню, кажется, вообще всегда. В три года точно уже да. Стирать в машинке не умела до появления машинки-автомата, до этого у нас была полуавтомат "с характером", с ней было тяжело справиться. А на руках лет с пяти что-то застирывала.
Пол - с шести лет по чуть-чуть, к восьми это стало обязанностью.
И вот тут мама всё испортила. Контроль был навязчивей не бывает. Надо мной стояли в процессе, комментировали каждое движение. Если я убиралась, когда ее не было дома, то она, сняв пальто, сразу начинала заглядывать в углы и под мебель, тыкая: "Тут перемой". По итогу я лет до 20 ненавидела мытье пола всеми фибрами души, при этом мыла откровенно как попало, мне было аж физически противно стараться. Сейчас нормализовалось, хотя это до сих пор самая нелюбимая часть уборки.

А больше всего я люблю готовить. Это никогда не было обязанностью, меня редко просили что-то приготовить, хотя лекции иногда в процессе приготовления небольшие читались - мол, это делаем так-то, потому что. Но сентенций "тебе еще рано" не звучало, просто мама сама любит готовить, и у нее не было стремления эту обязанность спихнуть. Я так, по мелочи, яичницу жарила, картошку варила, салаты резала. Но я начала себе готовить, как только начала сама на себя зарабатывать, и у меня как-то обходилось без крупных неудач - основы в голове были.

Edited at 2015-04-21 10:45 am (UTC)

Попробуйте внутри себя поиграть с интонациями из воспоминаний. Сделайте голос мультяшным, поместите себе в пятку. Затем вызывайте неприятное ощущение, которое вызывает мытье полов раза четыре в день, стараясь его усилить до максимума. И так несколько дней. Посмотрите , что потом будет. Иногда этого хватает.

Спасибо большое! Обязательно попробую.

  • 1