?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про восемь бутербродов.
gelena_s
Родители уходят в кино и говорят сыну: делай что хочешь, только не бери желтую книгу на верхней полке в папином кабинете. Много раз повторили, но когда пришли, то увидели, что ребенок так и не оторвался от своей стрелялки...

Тебе еще рано!

Мерзкая фразочка, сколько жизней ею покоцано!

Прессупозиция этой фразы такая: ты взрослый только в том случае, если куришь, пьешь водку или гуляешь с девочками/мальчиками. Что многие потом и берут на вооружение. Раз сексом заниматься получается, то я типа взрослый! Сбиваются критерии взросления на самые примитивные.

Ну, а про желание делать тайком или назло родителям в комментах написали почти все!

Маленькое лирическое отступление. Общее место: у детей в раннем и даже в малышовом возрасте очень развит инстинкт подражания. И так же все «типа знают», зачем он нужен: ребенок учится жить у нас, у родителей. Подражает не только простым формам поведения, но и сложным привычкам. А в первую очередь формирует речь. Самое грустное, что этот период потом проходит. Можно чему-то научить, но с очень большим трудом. Некоторые «продвинутые» родители своих детей в этом возрасте натаскивают на математику-физику-шахматы-музыку, упуская банальные житейские навыки. И потом вырастают далеко не всегда гении, но практически всегда неприспособленные «маменькины сынки-дочки». Конечно, Перельман таки получил место под солнцем, но, во-первых, какой ценой, и, во-вторых, он такой один, а сколько еще «непризнанных Перельманов» с двумя-тремя образованиями не в состоянии себе постирать рубашку или приготовить что-то сложнее яичницы?

Поэтому самое, глупое, это говорить, что рано еще заниматься самообслуживанием. Например, мыть посуду или варить еду, стирать-гладить. «Спасенные» тарелки-рубашки оплачиваются сверхдорогой ценой: не только потерей навыка самообслуживания, но даже хоть какого интереса, хоть какой-то мотивации к их освоению. Но эту цену платят дети, а не «типа любящие» родители. Зато хорошо развивается навык утилизации: «я выше этого!»

Все дети в дошкольном возрасте рвутся помогать готовить или мыть посуду, и если их в это время подключать к подобным делам, то с возрастом все это делается на автомате, дети даже сами не замечают, как совершенствуют навыки. А заставлять все то же самое делать в более позднем возрасте, когда уже сформировались собственные интересы - путь в конфликты.

Помню, свекровь как-то приехала с кучей кружек и чашек, купила сразу по двенадцать штук. Я удивилась, а она сказала: не волнуйся, через год уже ничего не останется! И оказалась права. Мальчишки старались сами их то доставать, то мыть и благополучно за год их все поколотили. На даче еще живет одна кружка, как свидетельница того времени.

Но зато уже к восьми годам старшего (младшему, соответственно, было три) мы спокойно могли уехать на полдня или на день, зная, что они себя и покормят, и напоят. Бабушка, конечно приходила, но не привязываясь к нашему времени отъезда. Помнится, забавный телефонный разговор примерно из того времени. Спрашиваем у старшего (кажется, ему было девять), мол, покушали? Он отвечает: да, поели. Я себе сделал ВОСЕМЬ!!! бутербродов, а брату четыре.

И, конечно, вопрос: с какого времени к какой опции надо приучать? Когда убирать за собой посуду? Когда ее мыть? Когда убирать игрушки? Когда готовить еду? А когда учить стирать?

promo gelena_s march 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

чем раньше, тем лучше!
мама двоюродной сестры приучала с 6 месяцев внука к горшку.
нет, не присаживала, а просто в определенное время, после кормления носила его в туалет.
и никаких проблем с мокрыми колготами и нервотрёпкой, когда пришла пора садить мальчонку на горшок.
племяшки рано стали самостоятельными. никаких преград им не строили, когда они просили мыть посуду и помогать в чем-то по дому.
лет с 5 и носки и трусики свои могли постирать
и гладил младший уже в 5 лет и полы мыл.
со старшей сестрой три года разницы, так она ещё более самостоятельная!

Ну так с самого рождения этого уж точно не выйдет, даже если и хотелось бы.

Как только есть хоть какая-то физическая возможность участвовать в процессе - так сразу и приучать. С улыбкой, похвалой за правильно сделанное, в игровой форме и т.д., но чем раньше - тем лучше.
Сын пока из всех домашних дел способен только на уборку своих игрушек, и то очень условно, но перед сном мы их вместе кидаем в коробку.

В прошлом посте замоталась - не написала. "Тебе ещё рано" не работало на мне совершенно. Ну, то есть ни как мотивация от противного, ни как запрет. Зато вот "Ты же девочка!" - вот он ужас моего детства.

Ну " ты же девочка?"- это отдельный кошмар. Моральное изнасилование тем, что от тебя не зависит!
До сих пор вспоминаю, как на этом тренинге сами участницы заметили, что у них даже смех изменился, когда удалось скинуть эту гадость!
Повторить его, что ли...

Это только потом понимаешь

Посуду в раковину я ставила с того момента, как до раковины начала дотягиваться. Мыть начала, соответственно, по тому же принципу - как только это стало физически возможно. Правда, кажется, поначалу не мыла сковородки и кастрюли, только наливала в них воды, а мама потом мыла сама.
Игрушки не помню, кажется, вообще всегда. В три года точно уже да. Стирать в машинке не умела до появления машинки-автомата, до этого у нас была полуавтомат "с характером", с ней было тяжело справиться. А на руках лет с пяти что-то застирывала.
Пол - с шести лет по чуть-чуть, к восьми это стало обязанностью.
И вот тут мама всё испортила. Контроль был навязчивей не бывает. Надо мной стояли в процессе, комментировали каждое движение. Если я убиралась, когда ее не было дома, то она, сняв пальто, сразу начинала заглядывать в углы и под мебель, тыкая: "Тут перемой". По итогу я лет до 20 ненавидела мытье пола всеми фибрами души, при этом мыла откровенно как попало, мне было аж физически противно стараться. Сейчас нормализовалось, хотя это до сих пор самая нелюбимая часть уборки.

А больше всего я люблю готовить. Это никогда не было обязанностью, меня редко просили что-то приготовить, хотя лекции иногда в процессе приготовления небольшие читались - мол, это делаем так-то, потому что. Но сентенций "тебе еще рано" не звучало, просто мама сама любит готовить, и у нее не было стремления эту обязанность спихнуть. Я так, по мелочи, яичницу жарила, картошку варила, салаты резала. Но я начала себе готовить, как только начала сама на себя зарабатывать, и у меня как-то обходилось без крупных неудач - основы в голове были.

Edited at 2015-04-21 10:45 am (UTC)

Попробуйте внутри себя поиграть с интонациями из воспоминаний. Сделайте голос мультяшным, поместите себе в пятку. Затем вызывайте неприятное ощущение, которое вызывает мытье полов раза четыре в день, стараясь его усилить до максимума. И так несколько дней. Посмотрите , что потом будет. Иногда этого хватает.

Согласна, как только у ребенка может получиться что-то делать, так пора. Я вот со старшей пролетела в этом, сама не пойму, когда упустила-то... Она как бы не отказывается помогать, но никогда не сделает больше, чем сказали. Инициативы нет, а может, в 12 лет еще сложно ждать от ребенка инициативы? 2-летний мелкий без всяких просьб (врожденное, что ли?!) собирает за собой игрушки (очень хорошо все убирается в обнимку с большим медведем))), вытирает со стола, сложить вещи в машинку - его обязанность, обязательно пылесосить вместе и мыть полы тоже. Вот надо попробовать предложить ему при случае труселя постирать :) Но выводы из воспитания старшей я сделала.

Ну и психотипы у детей разные, не забывайте! Я все умею, но как только деньги позволили, дамработницу наняла. Удовольствие от этой работы у меня только если вдохновение пришло. А жить люблю в чистоте.

думаю сейчас меня побьют, но мой двухлетний наследник несет свою посуду в мойку, если включить воду, то и помоет с большим удовольствием. Сам тащит вещи в стирку и наблюдает как они там крутятся. Выключает чайник, если попросить, отчитывает кота, когда тот дерет диван.

Не побьют, а восхитятся

Старшая моя была моим хвостиком: у меня есть фотка, как она в полтора года помогает мешать тесто для кекса и смазывает сливочным маслом форму: а как вкусно потом облизывать масляные пальцы!! Сейчас ей почти семь лет. Недавно она жарила блины на тяжелой чугунной сковородке (тесто я делала): прекрасные блины :))) И варила суп под моим присмотром. Кашу по утрам уже давно умеет варить без моего участия. Посуду моет регулярно, клетку своему попугаю моет лучше меня. Иногда входит в раж и намывает ванну или поверхности на кухне :)))))
Младшая у нас девица неторопливая, ну и на контрасте со старшей все кажется, что она маленькая, но она очень требовательная в плане "я САМА!" или "я тоже, я БОЛЬШАЯ", поэтому и пол, и посуду моет и во всяких хозяйственных вещах участвует.

Кулинария начинает нравиться с 3- 4 х лет. Конечно, в роли помощницы бабушки. Пироги - в одиннадцать (потом бросила печь, поскольку один противень на одну девочку - в рот, естественно, опасен для здоровья). Вышивание - в шесть. Но это всё женская работа: получается, мальчики растут для переноса мебели? Что-то тут не так...

Игрушки у меня регулярно убирает с 2-2,5 лет, тоже с посудой. Мыть посуду периодически с 2-3 лет, готовить с 3 (ибо нож нужно уметь держать хорошо). Стирать руками - с 2-3 лет. Машинка с 5-6 лет, ибо там цепочка логическая длиннее.

За мной полы перемывались, а вещи перестирывались - типа я все равно нечисто это делаю. Ну и "а вот у Н. дочь и полы моет, и вещи сама себе стирает" и "а вот я в 5 лет готовила для всей семьи обед".
Вряд ли там будет потеря навыка самообсулживания, будет скорее ощущение своей ущербности и снижение самооценки.


Да , это чистая манипуляция, направленная на снижение самооценки и неважно, осознанная или нет.
За этим , как и за нежеланием учить навыкам самообслуживания, стоит желание сделать ребенка максимально зависимым от себя.

я всегда удивляюсь тому, насколько разнятся представления о самостоятельности времен моего детства и те, что считаются нормальными тут, в Англии.
при этом результаты тоже разные - и в сторону наоборот!
тут дети лет до 10 ничего особенно не делают по дому. при этом в 18 они все из дома уезжают и к этому времени прекрасно себя обслуживают - причем разницы на мальчиков и девочек нет. как это достигается - для меня загадко.
нас же всех мелких очень приучали к самостоятельности, при этом мужская русская половина моих знакомых по большей части не умеет в быту ничего... тоже неясно, как это так вышло...

Ну там тоже по разному, но есть еще и навыки прирабатывать всяким легким домашним трудом.
Почти все то с детьми сидят, то во всяком общепите подрабатывают. Это после десяти лет, но по ответственности повыше.
Во всяком случае так у тех, кого я знаю и их знакомых.
А про мужскую половину российских мужчин надо отдельно писать. Тут вообще целый букет.

С момента возникновения интереса к соответствующей деятельности, на мой взгляд :) А он по моим наблюдениям возникает одновременно с более-менее подходящими двигательными навыками.
Т.е. загружать-разгружать стиральную машину и развешивать постиранное еще до года дочь мне начала помогать, как только ходить начала. И все остальное как-то само "прирастает".
Но я всегда радуюсь, когда она приходит помогать и даю ей такую возможность, постепенно усложняя задачу и переводя из "вместе" в "сама". Пока получается, т.е. все перечисленное в неполные два уже в той или иной степени присутствует.
У меня другой вопрос - как научить тем навыкам, которые не демонстрируются регулярно в быту, но могут пригодиться? Например, стирать руками - а не в машинке?

наша бабушка сажает внука в таз с его дневными одежками, он играется, полощет. потом бабушка приходит и показывает, как истинно постирать. это к Вашему вопросу. вдруг поможет.
а вот к первому абзацу: у меня не срабатывает. например до года сын помогал развешивать вещи ровно до того момента как разобрался, как это работает, и больше ему это категорически неинтересно. а заставлять я считаю - только вредить пока что. разные темпераменты? или я что-то не то делаю? интересно

вот меня не допускали к домашним делам и не потому что тебе ещё рано а потому что у тебя есть другие дела иди решай задачки а полы пусть уборщицы моют. Вылилось это не в то что я не могу себя обслужить, а в то, что мне реально проще обзавестись тонной техники которая реально вот это всё будет делать сама. ну или почти сама.
будут дети буду так же учить - посуду в мойку бельё в стиралку
а сам на чердак и чертить.

Это все прекрасно, но навыки самообслуживания дают много и для развития и некоторого внутреннего заземления что ли. Тут не подберу точно слова.
Во всяком случае в такой позиции много презрения к житейским делам и ручному труду.
Я тоже предпочитаю нанимать домработницу, а не убирать дом самой, но считаю, что дети должны иметь основные навыки самообслуживания. От этого только лучше идет учеба и социализация детей.

Меня на кухню не пускали :) Готовить научилась в 15 в общежитии. Разогревать еду, делать бутерброды и жарить яичницу не считаем. До сих пор не люблю готовить что-то сложнее супа. Зато мама недавно нахваливала дочку знакомой. Девочка в 5 классе абсолютно самостоятельно испекла очень вкустный пирог. Её мама очень любит готовить и не орёт что она что либо испортит.


Edited at 2015-04-21 12:22 pm (UTC)

очень большое спасибо за комментарии. много, разноплановые и все от адекватных людей. приятно читать, сравнивать, наматывать на нос.
у меня двое сыновей с разными темпераментами. старший поэкспериментирует и больше к вопросу не возвращается с охотой. а без охоты я не заставляю (не знаю, к чему это приведет). младший в отличие от него, безумно любит выполнять домашнюю рутину, подражая (подражая это ключевое). получается, надо воспитание подстраивать под каждого конкретного ребенка? и возраст разный будет вводимых штук?
хочется рассказать, что для меня в детстве было большой травмой, что меня выделяли как старшую по отношению к сестре младше на полтора года и нагружали работой в разы больше, через полтора года эту же работу все равно заставляли выполнять только меня. это сильно подпортило мое отношение к сестре и к отцу. кстати, привело это в итоге к тому, что задания выполняла настолько плохо, что лучше бы не выполняла. еще жутко не хватало похвал. похвала за выполненную работу всегда была безличностная (молодцы, девчонки), а ругань адресная и часто несправедливая ибо с младшей спроса нет. но у меня было обострено чувство справедливости. сестра рассказывала, что для нее ничего такого в ее детском мире травмирующего не было. в 7 лет я сама себя обслуживала в плане одежды и еды, забирания младшей из садика и со всеми школьными делами, но не потому что грамотно подготовили, а потому что тяжелая ситуация была. рассуждала и радовалась жизни я тоже не как ребенок, а с оглядкой на обстоятельства. так что искусственно создавать такие условия никому не советую - не стоит того.
я выправляла нелюбовь к уборке и прочим обязательствам естественным образом, когда завелась домом и детьми. на автомате не делается, и этого немного не хватает, но и не напрягает