Что вы делаете, когда ваши дочери обзываются на своих сверстников? Когда дерутся с девочками или мальчиками? Как реагировали ваши родители на подобные случаи в вашем детстве? Удалось ли им отучить вас отстаивать себя в том возрасте? Например, первых классах школы?
Это очень важный этап жизни для ребенка - начало социализации. И в этом возрасте часто закладываются первые камушки благих намерений, которые сами знаете, куда приводят.
Я уже писала про мальчика, у которого прекраснодушная дура-мама на могиле любимой бабушки взяла клятву не драться и чем это закончилось. С девочками все не так очевидно, но с сильно отсроченными последствиями.
Мне одна клиентка рассказала, как ее в школе две шустрые подружки стали называть колбаской. Она пожаловалась маме, что вот обзывают. Мама просто посоветовала ей: а ты в следующий раз, как придешь, скажи «привет сосиска, привет сарделька!» Клиентка так и поступила, и проучилась без прозвища до конца школы. Но так редко бывает, чаще дети в качестве совета получают вечное "не обращай внимание!"
А у нас привычная реакция: когда девочка хоть неловко, но пробует ответить в том же духе, что и ее обидчики, так сразу же попадает в разряд «плохих», чуть ли не хулиганка и «падшая женщина»! могут даже наказать учителя или родители, или, что еще хуже – все вместе. Даром, что на ее обидчиков такое отношение не распространяется.
А научиться отшучиваться, отбивать нападки так же важно, как уметь слушать значимое. Одно без другого не бывает, этот фильтр настраивается только опытом, через пробы и ошибки.
И пока вопрос: а как вы учились отбивать нападки в вашем детстве? Что помогало, что мешало?
что? наехали? нечего думать - бить надо.
вот первой не надо. а если чувствуешь несправедливость - бей. не бей тех кто слабее. очевидно слабее. а если шансы плюс минус равны бей и не задумывайся.
я собственно так и делала. в итоге про харрасменты узнала тока из книг.
с родителями в итоге был договор что хорошая я в школе а после школы я делаю что где и как хочу в том числе объясняю кому что надо из одноклассников попурялно если надо
она говорила, что это не обо мне, а просто попытка меня задеть, от зависти
у меня в начальных классах был друг, мы ходили с ним вместе домой, нам было по пути, и была другая девочка, которая жила в той же стороне, но ходила по другой стороне улицы, она хотела, чтобы он ходил с ней
и вот она меня сильно не любила, она очень гордилась своей внешностью и могла что-то неприятно сказать
а я ей всегда отвечала, что она может до опупения гордиться своей прической, но В. ходит со мной, а не с ней
а вот то, что мне говорила мама критичного, у меня не получалось игнорировать, я могла тоже сказать ей что-то неприятное в ответ, но её слова оставались в моей памяти и сеяли сомнения
вот как учить этому КАК - больной вопрос...
у меня сына дразнят в школе, причем он очень переживает. и я всегда как раз говорю "отвечай" и "давай сдачи" - но он действует от обиды, а тут как-то еще надо невербалкой показывать, что плевать тебе на это, что ли...
моему сыну однажды помогло дать понять обидчикам, что он крайне вспыльчив и может не сдержаться и ответить очень сильно
один мальчик доставал его в 4м классе, сын долго терпел, а потом замахнулся на него деревянным стулом. тот мальчик испугался и больше не лез.
В школе было все более-менее ровно - очень хорошая была учитель начальных классов и я сдружилась с сильной и крепкой девочкой и никто меня не обижал.
И только в 8 классе у меня начались проблемы со школьной травлей (классная руководительница на отношения в детском коллективе смотрела сквозь пальцы) - пришли 3 пацана из других классов, которые выбрали меня объектом своих пубертатных дразнилок. Моя подружка училась к тому времени в параллельном классе и жаловаться ей я стеснялась. Мои родители были заняты своими личными и рабочими проблемами и не смогли мне помочь правильно. "Не обращай внимание, все мальчишки в этом возрасте дразнятся", ага.
В общем, через два года мучений, когда успеваемость пошла под откос, мама все-таки занялась моими проблемами и перевела меня сначала в параллельный класс к подружке, а потом и в другую школу. А подруга отвела меня в секцию единоборств и началась совсем другая жизнь ))).
Что касается моей собственной дочки, то пока драк и серьезных конфликтов не было, но по моим наблюдениям, со здоровой агрессией и с физической милой у нее все в порядке, не смотря на габариты Дюймовочки. У нее не заржавеет толкнуть даже крупного и сильного мальчика, если что не по ней. Социально-приемлемому поведению, разумеется, ее учим, но и сдачи давать при необходимости не запрещаем.
В школе у нас почти все останавливали учителя - спасибо им за это. В этом смысле у нас был вполне пристойный класс и внимательные учителя.
Потом научились справляться?
Еще в садике, помню, воспитательница пыталась взять ситуацию под контроль. Поставила рядком мальчишек, которые меня обижали и сказала их сильно ударить, как они меня. Я сказала, что не могу (психологически)...
Школу в старших классах даже вспоминать не хочется...
Сумку с учебниками отбирали и прятали, как только учитель выходила за дверь.
Я ходила к директору жаловаться через день да каждый день. Пока придешь, уже все на месте.:-(
Когда одноклассница пыталась задушить меня моим же шарфом, у классной руководительницы это вызвало только смех и никаких карательных мер к обидчице. (и страшную обиду, когда деньги ей на подарок я принципиально вкидывать не стала! логмчно, да? :-))
А еще, не могу играть ни в одну игру с мячом. Рефлекторно закрываю лицо руками и зажмуриваюсь (ибо любой мяч якобы случайно летел в меня) :-)
В обеих дралась по разу. В первой - с мальчишкой из неблагополучной семьи, который задирал всех (а я в классе была младше всех на год). Терпела я довольно долго. Мама советовала мне "не обращать внимания", а отцу я почему-то об этой истории не рассказывала. Стратегия "не обращать внимания" явно была проигрышная. Когда мой обидчик изрисовал мою тетрадку, я, взяв свой портфель с книжками двумя руками, со всей дури хлопнула супротивнику по голове. После этого он меня зауважал и тема "закрылась".
Во второй школе пришлось драться примерно по тому же сценарию. А потом был найден коварный ход - кто хочет списывать у меня домашние задания, должен быть по отношению ко мне лоялен. Или идет лесом. Поскольку в математике, физике и химии я была монополистом - иерархия выстроилась автоматически :)
в школе учительницы тоже были молодцы, если я ответила обидчикам, то все - опустилась до их уровня, тыжедевочка, если тебя трогают, то проблема в тебе. нуда нуда
перелом наступил в 14 лет. у меня стали резко находится такие ответы, после которых обидчики краснели и старались в перепалки со мной не вступать.
я язвила "посмотрите, ОНО умеет говорить", "расскажи всему классу - как это, жить с четвертью моза?", "эксперимент доказал: мозговой деятельности - ноль", "за что тебя природа наказала отрицательным IQ? хотя, ты вряд ли понял мой вопрос. жаль(", "ну же, выдай еще одну порцию своего искрометного унитазного юмора".
я обстебывала всех и вся, зло, жестоко. помогло то, что меян поддерживали те, кто сами не могли отвтить обидчикам. еще то, что над моим стебом смеялись все, даже друзья травителей. и это был кайф - видеть красные от смущения рожи, которые еще пару лет назад окружили бы меня в корридоре или заплевали мои вещи.
мешали учительницы, которые картинно всплескивали руками в духе "какая злая девочка!" вот когда они начинали заступаться за дебилов "ну с ним-то все понятно, но ТЫ!" они давали им зеленый свет, чтобы они продолжали унижать других
"Ты же девочка!" -был постоянный аргумент в мою сторону и по поводу защиты себя от задиры-брата и по любым другим. Правда, мне это всегда казалось несправедливым, а значит неправильным, что давало внутри свободу выбирать как поступать, когда врезать основательно, когда проигнорировать. И во взрослой жизни умение драться и не боятся противника, превосходящего ростом и весом тоже не раз выручало. Но не всегда.