Название этого класса потребностей продиктовано не столько его положением относительно других классов, сколько своей заметностью. Это те потребности, которые мы легко вычисляем при самом поверхностном общении с человеком и которые он сам с разной степенью достоверности декларирует. Смысл же существования надстроечных потребностей – удовлетворение витальных и базовых в условиях современного социума. Это и есть определение надстроечных потребностей.
Структура надстроечных потребностей целиком определяется личной историей каждого человека. Это означает, что у людей из одного социума обязательно будут какие-либо общие потребности, но так же будут и строго индивидуальные. Надстроечные потребности – это гвозди на доске Гальтона. С тем отличием, что они не образуют регулярную структуру, а разбросаны самым хаотическим образом. А базовые и витальные потребности – это те самые «стаканы», куда, в конечном счете, и попадают «дробинки». И далеко не все «стаканы» равномерно заполняются, некоторые так и остаются всю жизнь незаполненными.
Поскольку надстроечные потребности - это результат поиска способов удовлетворить базовые и витальные потребности, они не только многочисленные и часто дублируют друг друга, они могут и противоречивыми, и «нелогичными». Причина этого – контекстная привязка надстроечных потребностей не только к социуму как таковому, но и к его, так сказать, «текущей версии». Скажем, те надстроечные потребности, которые сформировались в детстве, в более позднем возрасте могут противоречить более поздним потребностям.
К сожаления, в настоящий момент мы не нашли критериев для надстроечных потребностей, кроме как критерий исключения: к надстроечным потребностям нужно относить те, которые не удовлетворяют критериям витальных и базовых потребностей. Возможно в будущем или мы сами, или кто-то другой найдет более определенные критерии.