gelena_s (gelena_s) wrote,
gelena_s
gelena_s

Category:

Дети и смерть.

Спасибо огромное всем, кто вчера написал про суицидальный шантаж. Тема больная, но редко поднимается. Очень сочувствую тем, кому пришлось это испытать на себе. Когда работаешь с какими-то неясными, вялыми и длинными депрессивными состояниями, почти всегда находится чувство беспомощности, вызванное попытками вот такого шантажа.

В работе с суицидальным шантажом есть такие части.
Первая - откуда все это берется?
Вторая - а что, собственно, в таких случаях делать?

Начну с источников.

В детстве смерть уже присутствует в жизни, но не принимается всерьез. Слова «убью», «сдохни», «умер» - присутствуют. Наполнение же этих понятий почти отсутствует. Понимания конечности процесса, того, что смерть это нечто окончательное и необратимое, приходит сильно позже. Но как мощный аргумент "убойной" силы многие дети используют.

Часть детей играют в придумывание своей смерти, вернее, воображают, представляют, как они лежат в гробу в окружении плачущих родственников. И получают в награду глубокое чувство триумфа. Наконец-то их заметили и оценили! Наконец они получили все возможное внимание от родственников! И эта картинка становится не просто привычной, а находит свое отражение в поведении. Всякий раз, когда у маленького человека случается стресс, он не может найти ни аргументов в защиту своих интересов, ни привлечь внимание взрослых, как последнее средство самоутешения, с одной стороны, и давления на взрослых – с другой, появляется эта самая «смертельная аргументация»: вот умру, вот уж поплачите! И если у ребенка получается таким образом получить хоть на капельку больше внимания или предмет вожделения, то такое поведение не просто закрепляется, но и начинает генерализироваться.

Я сейчас, конечно, дала очень примитивную схему, там еще много слоев можно нарыть, но и этого хватает для начальной работы.
Помню, кстати, случай. Я тогда сильно болела, почти год. У меня хватало ума детей ни в чем не обвинять, но сил на них было мало. Я часто говорила, что ребята, мне так плохо, что сейчас не до вас. Младшему меня сильно не хватало и, видимо из-за этого, он у нас стал уж очень такой отстраненный, что получил в то время кличку "лорд Байрон". Ему было девять.

Я очень волновалась, что дети заработают какие-то проблемы из-за моей болезни и отправила их на подростковый тренинг "Остров Чудес" к Наталье Зайцевой. Она была очень сильным психологом, умеющим работать именно с детьми и подростками, мягко и аккуратно вовлекая всю семью в изменения. До сих пор жалко, что я у нее успела мало поучиться, она очень скоропостижно умерла, ей еще шестидесяти не было.

Так вот, Наталья, как раз для любителей таких манипуляций "вот умру, а вы поплачете!" организовала упражнение. Несколько детей по очереди ложились на стулья, изображая покойника, а остальные читали им надгробные речи. За маму, за бабушку, даже за кошку с крыской.

Мы получили тогда два шока. Первый, глядя на сына, который об этом рассказывал. Видно было по лицу, что до него вдруг дошла конечность этого процесса, который называется жизнь. А второй от охреневших лиц пассажиров маршрутки, которые смотрели на нас во все глаза, пока он про это упражнение рассказывал.

Я сейчас не успею дописать дальше, но вопрос все равно задам: а в чем, так сказать, сакральный смысл этого упражнения? Что оно давало детям? Возраст участников тренинга был от девяти до пятнадцати лет.
Tags: Дисфункциональная семья, Манипуляции, Отношения с детьми, Семья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments