?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про обучение
gelena_s
Вот еще коммент, который задает хорошую тему. Учить-то как? К сожалению, большинство родителей, даже и имеющих педагогическое образование, плохие учителя. Мне очень повезло, что мой муж умел именно обучать, я иногда от этой "почетной" обязанности выть хотела, а куда денешься?

Тут придется сделать маленькое отступление. Мамы, как правило, недооценивают возможности своих детей. Папы наоборот, переоценивают.

Пример первого поведения как-то ярко показала свекровь. Мы были у них на даче, на Украине. Свекровь весь день занималась томатным соком. Это делалось так: крутили на даче, а потом ведрами везли домой, и там стерилизовали и закручивали в банки. И вот младший брат мужа, который на одиннадцать лет моложе и на столько же выше мужа по росту, хватает эти ведра, а свекровь кричит ему: не надо, я сама! Ловит мой взгляд и, начинает оправдываться, типа, ты потом сама поймешь! Мой муж на нее малость рявкнул и сок в ведрах был благополучно мужиками перетащен.

Другой пример похуже и пострашнее. Один "умный" папочка считал, что жена слишком балует пятилетнего сына, растит неженкой. Дождался, когда жена уехала куда-то на несколько дней, и резво взялся перевоспитывать сына. Оставил его вечером одного и ушел к знакомым. Как назло, в доме вырубили свет. Придя домой, сначала не нашел сына, потом с трудом вынул его из-под кровати. Результат - тяжелое заикание мальчика и очень осложненные отношения с женой.

Так что первое, что необходимо при обучении ребенка - это знание возможностей его текущего возраста.

Помню, как одна мама долго мне жаловалась на дочь, что та в семь лет не умеет убирать свою комнату. Пришлось рассказать, как мой старший вывел в таком возрасте на улицу младшего зимой, полностью одетого, даже с завязанным шарфом, но в одних носках.. Они решили, что я долго отсутствую – я ходила звонить из автомата, а там была очередь - и пошли меня искать. До сих пор благодарна соседям, которые их перехватили и вернули в дом. Просто семь лет для большинства детей еще возраст, когда длинная цепочка действий в голове не укладывается.

Еще случай, рассказ клиентки. Она лет в десять решила для приехавших без родителей гостей сделать картофельное пюре и сделала его из молодой картошки. Мать на нее при этих же гостях наорала, что только полные идиотки делают пюре из молодой картошки.

Так что обучение детей даже домашним делам, это тоже умение, которое в себе надо развивать. Кстати, те, кто умеет обучать своих детей, увереннее осваивают и карьерные высоты. Подумайте сами почему?

Так что подумайте, а какой навык в первую очередь вы хотели бы развить у своего ребенка (Ну, иногда у мужа или жены, это тоже полезно, меня многому научил муж, а я его научила и плавать, и на лыжах кататься, да и много еще чему). Прикиньте, насколько адекватен выбранный навык для возраста вашего ребенка и примерьте, на какие более мелкие навыки его можно разделить?

Вот пришлите примерную схему, думаю многим пригодится...

promo gelena_s march 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

Хе-хе... Мой отец меня еще и первые два года не видел, так что переоценка требований и завышенные ожидания (а следовательно, его фрустрация от моей "тупости" и "лени" и злость на меня) были в квадрате. Сейчас вспоминаю и думаю, а фиг ли хотеть от десятилетней девочки проактивности в домашних делах, а не выполнения родительских требований? Это мой теперешний уровень, взрослого человека! Сам-то небось не жаждал в детстве в огороде поработать вместо игры со сверстниками...

А в учительстве главное -- понимать, что оно замедляет, и мириться с этим. Сам сделаешь быстрее и лучше, чем твой ученик, а вот бери и трать время и силы ради обучения. Терпение то есть...

Гелена)) второй раз Вам пишу про это. Вот, кстати, масса психологов в сети, но ежедневно захожу именно к Вам. Почему свои профессиональные секреты (не знаю, тайны мастерства, может?)) Вы так беззастенчиво выкладываете в своем журнале? Ваш журнал - Ваши правила))) Но я так долго, и так дорого за аналогичное платила, что после, встречать это в открытом доступе вызывает во мне некоторые чувства)) С моей точки зрения, Вы талантливый прикладной психолог, и из двух характеристик я не выберу главную.

Ну знать и уметь- это совсем разные вещи! А уметь делать я своих девочек годами учу и еще работы много.
Да и не выкладываю я ни одной серьезной своей техники. Не потому что жалко, а потому что не экологично, самому все равно себе не сделать.
А за добрые слова- спасибо!

Поймала себя на том, что дико жалко девочку и мальчика, возможности которых переоценили, а вот взрослых мужиков, которых недооценили, ваще не жалко, там все типа в порядке :)) Женщины ми, такие женщины...

Напишу, как переучивала женщину 53-х лет, с возрастным страхом компьютера "Ой, я не смогу!". В кабинете сидели двое: мать троих детей - начальница и её подчинённая. У первой - глаза страшат, руки делают (детям нужно давать образование, не бесплатное). У второй - ожидание пенсии (а тут какой-то компьютер, сломаться может, я, лучше, на в тетрадке. А тут ещё МЫШЬ!!).
Сначала - не программа, а дневной курс по игре "паук". С отчетом через день -какое минимальное время. Остальное уже через день - по инструкции. И пришлось объяснять, что на бирже труда места рядом с домом может не быть.

Самое сложное: понять, что человеку тяжело НЕ бояться. И он имеет на это право. Уйдёт само, но не сразу. Через тренажёры.

Edited at 2015-02-11 03:11 pm (UTC)

"у своего ребенка (Ну, иногда у мужа или жены"

я хотела бы научить своего ребенка "питаться". меня вот муж учил, так как даже после самостоятельного житья, я не могла о себе позаботиться.
первое - научиться слушать свое тело. я не могла понять - хочу ли я кушать. а точно ли хочу? а время ли сейчас? и либо голодала, либо обжиралась до того, что потом выдавала все обратно в унитаз
я не могла решить, что я хочу. стояла часами у прилавка или холодильника и выбирала( также муж отучил меня давиться нелюбимой едой и хранить то, что жрать невозможно или испортилось. мне вот в детстве никто не рассказал, что если от еды воротит, то ее можно отложить в сторону или (ОБОЖЕМОЙ!) выкинуть.
еще мне было стыдно покупать себе что-то "неподходящее" из еды - лимонад нельзя - живот заболит, это дорого - лучше взять кило гречи, возьми йогурт - это полезно. а потом йогурт стоит месяц, потому что его и не хотелось-то вовсе
я научилась не закупаться килограммами овощей, которые потом гниют и прорастают в полки.
еще я научилась получать удовольствие от приготовления еды. процесс приготовление в родительском доме превращался в кошмар - куда ты столько масла вбухала! тупица, не этот нож. что ж так медленно. как ты с мужем жить будешь? я не указываю, я просто говорю, как лучше. раз такая умная, не спрашивай меня больше! дай сюда - ты неправильно делаешь. недосолила, но есть можно. ну ты и срач развела
понятно, что я нена-ви-дела готовку и оттягивала этот момент, питаясь полуфабрикатами. но я научилась делать так, как мне удобно, в комфортном темпе.

и если я смогу передать это своему ребенку, то я буду безмерно счастлива. для меня самой это было громадное достижение.
я думаю, что у меня получится с уважением относиться к желаниям ребенка и его стремлению сделать что-то самому и с удовольствием

Ой-ой-ой...я люблю готовку и овощи люблю. А вот в семье моего мужа все полненькие, готовить не любят, и я порой очень удивляюсь обращению с едой. В магазине покупают пачку нелюбимых хлопьев, чтобы принести ее домой, забыть в шкафу..потом еще раз решить начать новую жизнь и купить пачку нелюбимых хлопьев. Я им говорю - давайте я овсяного печенья напеку из ваших хлопьев? На меня смотрят как на вражину.
И, когда свекровь хвастается, как приучала своих мальчиков не капризничать в еде, у меня тоже мурашки по телу бегут.

Он говорит - я еду люблю и ненавижу, потому что она уродует мое тело. Мне такие вещи очень тяжело слышать.

подумала и дописала: Вы знаете, у меня с едой в семье было все ок, но с одеждой и стилем похожий прессинг..мне пришлось поискать свою формулу комфортно одеваться, точно также как вам - комфортно питаться.

Edited at 2015-02-11 12:31 pm (UTC)

Карьера у тех, кто умеет учить своих детей, идет в гору, потому что они умеют делегировать задачи. Видят, когда другой уже может справиться с новыми обязанности, а когда не может, кому доверять часть работы, а кому нет.

У меня мама сначала не доверяла, а потом доверяла вдруг без объяснений большую задачу, которую неясно как решать. Спасало то, что папа как раз умел учить, рассказывал что делать пошагово и как оценивать на каждом этапе, всё ли верно.

Мама сначала не разрешала мне готовить, говорила,что я только продукты испорчу. А потом внезапно сказала, что я уже большая и должна сама сварить суп. А я понятия не имела, как варить суп, что после чего кидать, сколько варить. Спасло то, что папа зашел домой ненадолго, по делам, и всё мне подробно объяснил.

Edited at 2015-02-11 12:49 pm (UTC)

Насчет умения учить детей и карьеры. Про делегирование задач уже выше написали. А еще такие люди умеют разбивать задачу на простые и понятные этапы, получать от подчиненных обратную связь (все ли понятно?), более терпимо относятся к ошибкам, меньше орут по пустякам.

За отсутствием детей ору на мужа, когда чему-то приходится учить(( В 47 лет осваивает комп, без меня ему ничего толком не скачать, еле научился добавлять закладки, так из меня вечно вылезают всякие эпитеты... Понимаю, откуда всё это идёт, и всё равно на автомате начинаю заводиться.

Самое что интересное - ни на одной работе такого раздражения не возникало, хватало терпения и на студентов (хотя преподавала я в достаточно молодом возрасте), и на коллег, если надо ввести в курс дела. А дома такая фигня(( Вот что с этим делать?

Меня папа круто переоценивал. Жутко орал, когда учил водить автомобиль. Знакомых парней с 12 лет потихоньку отцы учили, они то в 18 уже круто ездили, а меня посадил в 18 и вопил, когда машина глохла или я не ювелирно парковалась. Еще по работе вопил. Меня же всю жизню учили не хамить, не возражать и не огрызаться ко взрослым , а с 18 лет у меня уже была вполне взрослая работа где надо было и возражать и иногда огрызаться и настаивать на своём взрослым дядям и тётям. Это был кошмар.
Насчет бытовых навыков и не только я вовек буду благодарна Гуглу. :) Свободный доступ к информации это наше всё.


Извините, а почему из молодой картошки нельзя готовить пюре?

Типа молодую картошку даже не чистят, а аккуратно скребут ножиком и варят только целиком.

О, я бы хотела научить кису знакомиться с другими детьми и общаться с ними не хуже, чем со взрослыми. Для этого правда, ей сначала надо "выйти в люди". Сейчас через кукольную игру обыгрываем моменты знакомства, совместной игры (не рядом, а вместе), тем для разговоров. Следующим этапом - выражение своего отношения к действиям собеседника, направленным на нее (нравится - не нравится) и отстаивание своей точки зрения. Параллельно надо уверенность в себе развивать, конечно. А то с бабушками все первые и храбрые, а попробуй-ка с ровесником потягаться!

а почему нельзя делать пюре из молодой картошки-то? Я делаю и мне нравится...или я какой "сакральный смысл" не знаю?

в молодой меньше крахмала, она хуже разваривается и поэтому пюре сложней приготовить и менее вкусное оно.

я вот взрослых учу легко, ну кроме случаев если человек сопротивляется. ну т.е. ему кто-то сказал значимый что ему это надо а сам он этого не хочет - вот тогда я не знаю как. а когда взрослый хочет - легко. А детей я не могу учить совсем. У меня своего опыта нет. Меня мало учили. Не понимаю я как с ними надо. Как со взрослыми не идёт. У детей слишком много посторонних хочу и почему. Не понятно как их концентрировать. И да, своих нет.

Да, это так. Бывает, дети спрашивают о том, что сейчас им не понять вовсе, для этого надо несколько лет в школе учиться.

Грубо говоря, найдите-ка ошибку в рассуждении "луна прибита к небу гвоздями из латуни, потому что золотые сделать было бы слишком дорого, а железные было бы видно и они ржавеют". Взрослого человека за такое, наверное, сразу послали бы к психиатру...

я считаю лучшим навыком - умение задавать самому себе вопрос: "Как можно это сделать?". Просто поражают люди, которые на любую неизвестную им задачу отвечают капитуляцией. Типа - "не знаю - не умею - сдаюсь". А когда им показываешь решение - удивляются. Способность находить решение - лучшее качество.

Edited at 2015-02-11 02:22 pm (UTC)

Их часто еще маленькими отучили пробовать чего то достичь. Отбили руки и мозги, иногда в прямом смысле, к сожалению..

Да, у меня где-то в 2 года ребенкиных был переломный момент. Я все делала за него (да и за мужа тоже), а муж кричал, что я сына балую.
Тогда мне попалась удачная книга в руки, и я стала делегировать свои полномочия и мужу и ребенку.
Сейчас в 3,5 года ребенок может сам принять ванну от и до, приготовить (без газа естественно) простую еду - типа бутеры, мюсли с молоком, если что-то разлил\сломал\просыпал - убрать за собой полностью, помыть посуду, накрыть на стол, одеться\раздеться полностью, убрать свои игрушки и вещи в комнате (каждый вечер перед сном), достать белье из машинки и повесить на сушилку, снять с сушилки.
Понятно, что не так чисто и аккуратно, как я. Но если что-то и переделываю за ним, то так чтобы он не видел, стараюсь в процессе объяснить как лучше сделать, предлагаю помощь - если отказывается не настаиваю, делает сам как может.
Может мне повезло с ребенком, но он сам любит делать все дела со мной (и готовить, и печь, и убираться, и покупать продукты и прочее) или папой. Главное набраться терпения и не обращать внимание на море воды, например при мытье посуды)))) Просто по походу его дела, обращаю его внимание на проливающуюся из тарелки на пол воду, что губку например нужно еще раз намылить, ибо тарелки не отмываются, что нужно тщательно смыть мыло с тарелок, помыть раковину после мытья, всю воду вытереть после мытья.
Мужа научила планировать бюджет (так чтоб в середине месяца не удивляться куда делись все деньги): начинали с малого - сколько ему лично нужно на что-то потратить за\в один поход в магазин\неделю\месяц\полгода. Если что-то забывал запланировать или выходил из бюджета - твои проблемы: хочешь переноси на след месяц траты, хочешь ищи иные доходы) Потом стал планировать наш общий бюджет. Сейчас делает это сам, со мной обсуждает только крупные траты и все что за рамками обычного бюджета.