Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry Share Flag Next Entry
А кто и в чем силен?
gelena_s
Вообще, если говорить о деньгах, об отношениях с ними, то придется затронуть и один интересный, но важный вопрос про стратегии обучения вообще.
Сначала немного своих воспоминаний. Когда мы поженились, мой муж не умел плавать, ходить на лыжах. И читал как все, а не как я - у меня , как потом оказалось, очень высокая скорость чтения и какая то хитрая внутренняя стратегия размещения его в памяти.

Это , правда, уже потом выяснилось, когда я уже училась на втором образовании и мы анализировали стратегии восприятия информации. Но сам факт был в том, что муж от моей скорости чтения комплексовал. И даже пошел на курсы быстрого чтения, которые тогда появились. Стал читать намного быстрее, чем раньше, но не так как я и успокоился.


Ну на лыжах он научился ходить достаточно быстро, учила я и мой отец, когда с нами ходил. Не умел просто потому, что под Днепром особо лыжи непопулярны, а с Урала они уехали, когда он еще в сад ходил. Я ему просто показала как и что, а он стал осваивать. И потом еще и меня строил, что я не технично иногда езжу.
А про плавание , почему он не умел, я уже потом поняла, когда со свекровью и своими детьми как то раз к ее сестре в Анапу съездила. Когда мой муж был школьником, а его брат был младенцем, было уж очень удобно, что старший возится с младшим на мелководье и сам не просится поплавать. Потому как не умеет и этого стесняется. Она туда только с детьми ездила, без мужа обычно.

Вот и пришлось мне думать, как взрослого мужчину таки плавать научить, чтоб и самолюбие не страдало, и он таки научился. Тогда рядом с нами особо бассейнов то не было, а в институтский мы так и не попали ни разу. Держаться то на воде он научился быстро, мы с ним и учились то сразу на глубине- уезжали на катамаране подальше и я потихоньку от него отъезжала, а он догонял. И так - метр за метром. Но вот я потом долго боялась с ним плавать на глубину. Не он боялся, а именно я. Потому что боялась, что если он устанет, то я его на себе не выволоку. Но он тоже не мог далеко заплывать пока не научился на воде расслабляться. Зато потом стало проще. Мы стали таки вдвоем плавать , не боясь друг за друга.

Так что вот , смотрите, я привела тут три стратегии и мотивации и обучения чему то. Вы можете вычислить мотивацию к обучению во всех трех случаях? И способы обучения в зависимости от мотивации?



  • 1
Я впервые столкнулась с интернетом, когда переходила переквалификацию в Израиле и должна была писать обзоры. Ивритоязычный интернет тогда был очень бедным - буквально одна-две статьи по каждой теме. И у меня сложилось впечатление, что интернет вообще какое-то пятое колесо в телеге. Естественно, мотивации его осваивать не возникло. Когда мне было что-то нужно, просила мужа или свекра. Они меня звали к экрану, когда оставалсь только прочесть на нем уже найденное.
А лет через десять я начала работать в просветительском обществе, где нужно было издавать журнал, газету и поддерживать сайт. Около половины материалов нужно было искать в интернете. И материалов уже было реально много. И оказалось ничего сложного. Сейчас даже не могу вспомнить, что именно меня тогда затрудняло.

Да смысла не было, я прекрасно помню "интернет" начала нулевых - чатики (форумы) и пустота. И если в месседжерах (и фидо) можно было общаться и делиться от руки набранной или сканированной информацией, то в "паутине" была тоска, так мало всего, что оно не стоило потраченного времени.
А буквально в 2005 сеть уже была забита кучей всего интересного.

Стратегия про чтение: обучиться самому, чтобы не быть хуже других. Про лыжи: "делай, как я", наблюдение. Про плавание: от простого к сложному.

Мотивация про чтение "быть не хуже чем...", про лыжи: "влиться в среду", а с плаванием ... Хм... По описанию мотивация была не у него, а у вас.

У меня тут интересная задачка про обучение возникла. Ребенку диагностируют дислексию с дисграфией, и на мои попытки "давай учиться делать правильно вместе" идёт запрос на принятие. Ребенок прямым текстом говорит "мама, мне жаль, ну вот я у тебя такая" И я осознаю что это хорошая формулировка, которая пришла скорее всего с моим участием, но при этом это не та ситуация где я считаю себя в праве отступить и пустить на самотёк, размышляю как-бы вырулить к описанному варианту с лыжами...

Потому что у неё нет мотивации, мотивация — у вас.

Читайте ей вслух то, что ей интересно — и постепенно начинайте останавливаться на самом интересном месте. Типа, вот у вас времени нет. Или гоаза устали — чтоб ей очень хотелось узнать что там дальше, и надо было самой.

Мне советовали перевести ребенка на чтение с планшета, потому что он позволяет сделать крупный шрифт и короткие строчки из 2-3 слов. Глаза перестают разбегаться, а внимание лучше фокусируется.
И еще советовали буквы не читать, а именно лепить из теста, пластилина, из лего строить или другого конструктора. Если у него в восприятии буквы крутятся, то ребенку, как я щас понимаю,надо их реально в руках повертеть, чтобы образ буквы запомнить и в фас, и в профиль, и снизу. Если буквы мягкие или легкие, то ими надо играть в перестрелку: типа стреляемся буквами А, О и Е, но не другими. Это уберет избыточный фокус на желаемый результат.

Я сыну говорила- да, тебе тут тяжелее других, но мы найдем способ этому научиться. Это моя обязанность, чтоб ты имел все возможности, что и здоровые дети.

Не уметь плавать и ходить на лыжах — как так! Вот помню меня как-то родители лет в пять оставили на берегу Волги на часок, а им нужно было на работе отметить командировки. Строго наказали в воду не лезть, ага — щас! Через час вернулись, на берегу сандали и одежда, а меня не видно. Перепугались наверное, но ничего — плескался где-то неподалёку.

Чем люди в детстве занимаются? Нафига им родители чтобы учится плавать? У котов - у них лаки, а у детей что?

Это если до школы. А до школы ему просто плавать было негде, да и дома тоже у них воды вблизи не было. А вот на море ему брата тогда уже почти полностью на воспитание дали. А малыша не бросишь, он ответственный был. Да и тот от него не отлипал. Так что бывает. А снега под Днепром тоже не бывает большей частью. В степи ни тому , ни тому не научишься.

Про чтение:
мотивация: быть на одном уровне с партнером, иметь возможность так же быстро воспринимать информацию, чтобы в дальнейшем не отстать в интеллектуальном развитии.
Стратегия: найти помощь на стороне, научиться с квалифицированным специалистом. Думаю, спрашивать у вас, «как ты это делаешь?» было бы неуместно, вы бы не ответили толком)
Про лыжи.
Мотивация: думаю совместное времяпрепровождение, проведение досуга, ну и физическая нагрузка новая, многие любят такие вызовы. (Меня вот тоже новый партнер на лыжи поставил, причем коньковым шагом, мне трудно, но интересно)
Стратегия: учиться через совместное делание плюс пример.
Про плавание.
Мотивация: думаю, тоже совместный досуг, (кажется, вы очень любите плавать) Ну и универсальный скилл: есть вещи, которые надо уметь в жизни, могут пригодиться в самом неожиданном месте. Плавание как раз из них.
Стратегия: вызов. Поместить себя в условия, когда не сделать нельзя. Либо плывешь-либо тонешь)

Мотивации в посте описаны две: быть не хуже других (в случае с чтением); быть вместе с другими (плавание и лыжи).

В комплект входит ещё одна — быть лучше других. Всё это относится, по большому счету, к peer pressure — давлению социальной группы, "внешние" мотивации (в противовес внутренним, когда интересем сам процесс или нужен результат для достижения собственных целей).

Стратегии:
- целенаправленное обучение (теория + практика);
- "погружение в процесс" (когда плыть за катамараном, т.е. сразу практика: попасть в воду и плыть) — так обычно хорошо обучаются всяким ремеслам подмастерья у мастеров.

А вот про лыжи интересно.
Я ему просто показала как и что, а он стал осваивать. И потом еще и меня строил, что я не технично иногда езжу.
- тут отсутствует кусок информации про то, откуда муж узнал, как именно ездить на лыжах будет правильно и технично. То есть, он явно где-то кусок теории на этот счёт откапал и к делу применил.

Вообще, в процессе обучения, по-сути, 5 стадий/уровней:
- увидеть
- запомнить
- воспроизвести
- понять что-как-почему, проанализировать результат
- улучшить своё выполнение с учётом анализа результата

Первые три уровня — базовые. Часто и многие во многих процессах на этом останавливаются, и этого достаточно чтоб "уметь делать".
Уровни 4 и 5 считаются аналитическими. Тут уже появляется вариативность и креативность.

Как пример — навык кататься на велосипеде. Обычно людям совершенно не интересно и не нужно знать, какие мышцы крутят педали, какие органы удерживают равновесие, и как ветер влияет на скорость — всё это не нужно, чтоб просто кататься и получать удовольствие. А вот профессиональным велогонщикам очень даже нужно — чтоб улучшить свой результат.


Edited at 2021-11-24 06:29 pm (UTC)

Про лыжи- пригляделся как другие лыжники в лесу едут. А так да- все верно.

Во всех трех случаях можно проследить желание — владеть теми же навыками.

Мне кажется, что в случае с чтением мотивация была состязательная - дотянуться до лидера, а также в какой-то степени профессиональная, поскольку навык явно важен для работы. Отсюда способ обучения - академический, серьезный.

Мотивация в лыжах, похоже, была в том, чтобы освоить на приемлемом уровне совместное хобби, развлечение для себя и для семьи. Так что и освоение навыка было самостоятельное,"кустарное", легкое (не в смысле усилий, а в смысле отношения к обучению).

Мотивация в плавании - получить жизненно важный навык, отсутствие которого или слабое владение которым при определенных обстоятельствах может стоить жизни тебе или даже тем, кто рядом. Поэтому вроде как и еще одно совместное времяпровождение, но вы задали тут более серьезную планку, чем с лыжами. Так что обучение, видимо, снова было "кустарным", но без легкости и задора, который читается в рассказе про лыжи.

  • 1