Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry Share Flag Next Entry
Что значит» обесценить»?
gelena_s

Во вчерашнем постеhttps://gelena-s.livejournal.com/1438776.html, прозвучал закономерный вопрос- а что такое обесценивание?  

Вообще то в практике терапии чаще всего работает правило" прльзуйтесь семантикой клиента", так что вначале если обесцениванием будет считаться докапываться по мелочам, то так и возьмем. Не суть.
Но дальше в работе потихоньку начинвем уточнять термины, разбирать из наполнение. Так сказать-  разбираемся в понятиях. И это важный участок работы. А то потом выясняется как в старом анекдоте.


Что " предательством " окажется то, что муж плохое настроение проигнорировал или не встал на сторону жены в ее конфликте с кем то.  Где она крепко была неправа.  Ну или жена ушла на встречу, запланированную за пару месяцев ,  оставив мужа с температурой 37, 5.  И насморком.

Это все реальные случаи" предательства" из практики.

Так что же  такое - обесценивание то?   Вот отличный комментарий-

little_esme 172.58.108.213
Удалить Спам Скрыть Заморозить Отслеживать
Слова-маркеры обесценивания:
- тебе же ничего не стоит;
- не расстраивайся из-за ерунды;
- это мелочи, не будь мелочной;
- ты тратишь время на ерунду;
- то, что тебе нравится — фигня/говно/ерунда;
- брось делать что ты делаешь и займись чем-то полезным;
- можешь и потерпеть;
- уменьшительно-ласкательные слова от тех, с кем вы не в панибратских отношениях, все эти "дорогуша", "милочка", "солнышко" и тыканье от тех, с кем вы на "ты" не переходили.

С обесценивающими поступками сложнее.
* когда вас заставляют ждать — не ценят ваше время;
* когда вас прерывают посреди вашего занятия — не ценят ваши усилия по концентрации;
* когда заставляют переделывать по нескольку раз, потому что не могут определиться, чего хотят — обесценивание времени, энергии, сил;
* когда заставляют делать ненужную работу (например, дают задание, потом передумывают, но забывают вам сказать, что уже не надо делать/доделывать) — обесценивание времени, сил, энергии, материалов и расходников тоже;
* когда заставляют терпеть голод, жажду, холод, боль, позывы в туалет и/или физическое неудобство в обстоятельствах, когда потребность можно было бы легко удовлетворить (как когда в школе детей не отпускают в туалет на уроке) — обесценивание здоровья;
* обидные прозвища — обесценивание имени;
* когда вам задают вопрос, но не выслушивают ответ — обесценивание вашего внимания;
* когда вас держат в состоянии неопределённости, не говоря ни да, ни нет по поводу вашего предложения для каких-то совместных планов — обесценивание вашего времени;
* когда забывают вас уведомить сразу о том, что планы поменялись или отменились — тоже обесценивание вашего времени.

Я написала всё это, и поняла, что... обесценивание — это проявление неуважения. А уважение — это, по-сути, признание ценности. "


Что  бы тут можно было бы добавить?

Что обесценивание начинается не обязательно от того, что ребенка обесценивали родители или окружение.  Зачастую это идет от своих непомерных детских требований к себе.  Та самая пресловутая " детская гордыня", о которой я так часто твержу.  Когда дети сами от себя ждут волшебства, а когда оно не возникает от их желания, обесценивают свои действия сами.  
То есть какой вопрос придется решать первым, зависит больше от того,  как возникла привычка обесценивать.  Как автоматическая стратегия, полученная от родителей? Или  от своих немерянных детских притязаний к себе?  Но не от половой принадлежности точно.

Как  пример претензии к себе приведу случай. Мы с ребятами катались с горки на лыжах, уже было темно, полнолуние раннее, я во втором классе. И я в какой то момент засмотрелась на пейзаж с горки и вот отчаянно захотелось его как то запечатлеть на память что ли. И я, придя домой,  стала пробовать его нарисовать и быстро поняла, что не получается, то что хочу, ну никак.  Меня никто не ругал, никто не требовал этого- это было чисто личное желание и чисто личное разочарование в своих возможностях.   И да, я надолго обесценила свои способности к рисованию. Хотя сейчас понимаю, что рисовала я очень даже неплохо  .
 Так что попробуйте взять слова из комментария, который я привела и примерить- что из этого часто мелькает во внутреннем диалоге? И за выпалывание какой фразы по отношению к себе вы уже готовы взяться?   И что будете делать  для этого?



little_esme 172.58.108.213
Удалить Спам Скрыть Заморозить Отслеживать
Слова-маркеры обесценивания:
- тебе же ничего не стоит;
- не расстраивайся из-за ерунды;
- это мелочи, не будь мелочной;
- ты тратишь время на ерунду;
- то, что тебе нравится — фигня/говно/ерунда;
- брось делать что ты делаешь и займись чем-то полезным;
- можешь и потерпеть;
- уменьшительно-ласкательные слова от тех, с кем вы не в панибратских отношениях, все эти "дорогуша", "милочка", "солнышко" и тыканье от тех, с кем вы на "ты" не переходили.

С обесценивающими поступками сложнее.
* когда вас заставляют ждать — не ценят ваше время;
* когда вас прерывают посреди вашего занятия — не ценят ваши усилия по концентрации;
* когда заставляют переделывать по нескольку раз, потому что не могут определиться, чего хотят — обесценивание времени, энергии, сил;
* когда заставляют делать ненужную работу (например, дают задание, потом передумывают, но забывают вам сказать, что уже не надо делать/доделывать) — обесценивание времени, сил, энергии, материалов и расходников тоже;
* когда заставляют терпеть голод, жажду, холод, боль, позывы в туалет и/или физическое неудобство в обстоятельствах, когда потребность можно было бы легко удовлетворить (как когда в школе детей не отпускают в туалет на уроке) — обесценивание здоровья;
* обидные прозвища — обесценивание имени;
* когда вам задают вопрос, но не выслушивают ответ — обесценивание вашего внимания;
* когда вас держат в состоянии неопределённости, не говоря ни да, ни нет по поводу вашего предложения для каких-то совместных планов — обесценивание вашего времени;
* когда забывают вас уведомить сразу о том, что планы поменялись или отменились — тоже обесценивание вашего времени.

Я написала всё это, и поняла, что... обесценивание — это проявление неуважения. А уважение — это, по-сути, признание ценности.

Edited at 2021-07-22 05:40 (local)


Recent Posts from This Journal



Интересно, что станет с мужем, если он встанет на сторону жены в ее конфликте с кем-то, где она крепко неправа? Ему станет как-то очень плохо? Настолько, что горящая собственная пятая точка затмит все остальное?
Понятия "объективная правота" не существует, сколько людей — столько и правых. Муж — не судия, он может быть согласен с позицией жены или несогласен с позицией жены. Быть на стороне жены можно из обеих точек. В конце концов ему еще с этой женой жить.
А так выходит обесценивание доверия.

Ф.Б.

Да, ему может стать очень плохо.
Например, я бы не смог встать на сторону жены (и любого близкого человека), если бы она начала, скажем, немотивированно кому-то хамить. Или пинать животное. Или что-то еще в подобном роде
И, если бы от меня этого навязчиво требовали, я бы задумался о том, по пути ли мне с этим человеком

И требовать от человека, чтобы он наплевал на свои принципы - это тоже обесценивание.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
IS (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
прям описаны мои ежедневные рабочие будни)

я тоже подивилась, как плотно это всё встроено в повседневный быт

В быту обесценивание меня вымораживает. Не ведусь, а в особо противных случаях могу в ответ наорать, нахамить и "треснуть" в ответ по самому больному обесценивающего

Разве это не будет немотивированным хамством? В 100 случаях из 100 вместо хамства может быть применен разговор без оскорблений, значит все хамство — немотивированное (на самом деле все хамство мотивированное — у хамящего человека всегда есть мотив).
Похоже, вам с самим собой тоже не очень по пути.

Ф.Б.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)

Если не секрет, от чего вас отговорили?


(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
О, белогвардейцыпальтовцы подиянулись

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
"Ты тратишь время на ерунду"
спасибо пап, мам. Хочу выполоть. Как?

Ты тратишь время на ерунду"
спасибо пап, мам. Хочу выполоть. Как?
=====
Я начала с того, что писала на листке в колонки:
1) почему мне это нравится
2) что мне это даёт
3) что говорят про мое занятие окружающие
4) что считают полезным окружающие
5) как я сама отношусь к занятиям/вещам, которые мне предлагают как "полезные"
- и смотрела на баланс, что получилось. Делала выводы (часто получалось, например, что мы разные люди и ценности у нас разные, или что люди хотят меня припахать в своих интересах, а не в моих, или просто не знают всей картины).

Если считала нужным, переписывала всё из п.3, тезис за тезисом, добавляя "это неправда, что (что мне говорят), потому что (то, что я написала в п.2) — я где-то у Сьюзан Форвард этот метод вычитала, и расширила применение.

Edited at 2021-07-22 11:56 am (UTC)

IS (Anonymous) Expand

А я думала, что обесценивание - это критика сделанного.


Ну критика то может быть вполне конструктивной. Вот критиканство - это да, близко. Но обесценивание это всегда принижение значимости. А критиканство может и увеличивать значимость- когда ругают так, что будто ты десяток младенцев лично порешил, а ты чашку разбил.

(no subject) (Anonymous) Expand
Я бы так глубоко не копала. Реально общаться не с кем будет.
Незнакомый чел конечно вовсе мне не указ, чем и как мне заниматься, и пусть он идет мимо дальше. А с друзьями мы такое себе позволяем. Без желания обесценить в общем-то

А зачем позволять такое с друзьями? Кому от этого хорошо?

Тут половина фраз не ради обесценивания, а потому что сам говорящий никогда такого не делал, ему со стороны кажется лёгким, ну вот он и озвучивает весьма искренне свои мысли.
Любопытен следующий ход — как не позволять подобное. Заставить делать? рассказать инструкцию? нужно ныть что " так тяжело даётся, ты штоле не знаешь?!"
Особенно интересно в плане "ой да я двоих вырастила и работу работала, а ты хочешь не работать?!" — обесценивание же, факт))

Близкие люди могут показать, где и как ошибся человек. Помочь исправить. В этом их ценность.

Кроме того, близкие сами могут заблуждаться, поэтому важно пытаться понять друг-друга.

А ещё человек настаивает на своей неправой позиции не всегда именно из-за этой позиции. Могут быть другие мотивы, решив которые, легко уже поменять сторону.


У меня была ситуация, когда мне кое-что не нравилось. Потом уже другие профессионалы подтверждали, что то было плохо. Близкий человек в моменте не поддержал. И ощущалось обесценивание как моих эмоций, так и моего понимания ситуации. Со стороны близкого было желание отстоять свой взгляд на ситуацию и отсутствовало желание поддержать. А таких людей в интернете на каждом углу)

Edited at 2021-07-22 11:56 am (UTC)

Как то вы Гелена, писали про себя или мужа орущим в туристической фирме, и как хорошо, что второй супруг не стал останавливать. Вот орать то нельзя , но вы орали правильно и поддержали друг друга тоже правильно. Двойные стандарты?

А почему орать нельзя?

Re: IS (Anonymous) Expand
Re: IS (Anonymous) Expand

менталитет

а вот если смотреть английское кино, то там такое конфликтно-обесценивающее поведении вообще в норме даже среди друзей или влюбленных - они без конца троллят, обесценивают и стебутся друг над другом. И как-то они вообще к этому привычны, им пресно без этого, что ли? Также, полно заведений, где относятся без пиетета вообще - та же школа или колледж. Следовательно, справляться с этим - это чисто навык? и если разбирать такие вопросы с психологом, не повысится ли от этого излишняя чувствительность вместо стороннего критического взгляда?

Re: менталитет

да вот кстати
всякие сериалы типа "Друзей"

А мне понравилось объяснение из предыдущего права, все завязано на ценность! Не все генерируемое ценно в принципе, и для всех в одинаковой степени. Такова жизнь, к сожалению.
Для одно ценно/для другого нет.
Один ценит искренность и считает лицемерие ниже своего достоинства, второй считает, что что не важно совершенно.
И вот встретились.
(один человек ценит свое время/мозг/капельки слюны летящие изо рта) - я занялся слонопотопами!

(второй тоже имеет на это иной взгляд. и имея в подкорке еще и ценность своей искренности может прямым текстом сказать, что думает) - слушай, чел, ты тратишь время на ерунду!

Обида! Да он обесценивает мой труд! да он обесценивает мою искренность, мое право думать отлично от него, мое право говорить свое мнение не таясь!

Права Некстирус - не надо углубляться, а то так можно оказаться, что ты эгоцентричная снежинка среди таких же эгоцентричных замкнутых на себе снежинок. Ну и еще для виду пытающихся ценить чье-то, но только это должно быть именно так, как я это хочу/чувствую/вижу, а иначе обесценивание меня!


Вотвотвот.
Каждый каждого страшно ценит, уважает, не обесценивает... А жить то как? А спорить как? А как смотреть хоккей? Вообще — общаться как?

(Deleted comment)
Про опоздания я бы уточнила- про постоянные опоздания.

второй тоже имеет на это иной взгляд. и имея в подкорке еще и ценность своей искренности может прямым текстом сказать, что думает) - слушай, чел, ты тратишь время на ерунду!
======
Выше в комментариях отличный пример манипуляции получился, про честного человека: подмена понятий.

С чего вдруг этот второй-честный считает, что сообщение ему информации — это запрос на оценку??? Он у себя в голове понятие "меня проинформаровали" зачем-то подменил на "моего мнения спросили по поводу слонопотамов".
А вот зачем ему такая подмена понадобилась? Действительно ли второй — честный?

Очень часто такие оценки без запроса прикрывают собственное невежество и лень/нежелание разбираться — когда честным, на самом деле, было бы сказать не "слонопотамы ерунда", а "слонопотамы мне не интересны и я в них не разбираюсь". Так что что считать честностью — очень интересный вопрос.

А действительно быть ерундой вообще ничего не может? Обязательно "не разбираюсь"? Может, как раз уже разобралась! И даже если, по Вашим меркам, я человек невежественный, то что, вообще ни в чём не могу разбираться лучше? У меня есть знакомая -- научный сотрудник, которая до сих пор считает Мавроди честным человеком...

Ну и если вообще никакое Ваше занятие прерывать нельзя, то как тогда вообще с Вами разговаривать?

Большинство пунктов понятны, но некоторых, по-моему, живя среди людей, избежать нельзя вообще.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand