?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про обратную связь
gelena_s
Вчера после мастерской давала обратную связь своей ученице. И очередной раз наблюдала, как автоматически выстреливают наши защиты. Причем, я никогда больше трех замечаний за раз не говорю. Кстати, попробуйте обосновать - почему?

Но все равно мы защищаемся. Я не исключение. Страстное желание оправдаться ловила в себе не раз. Но нам пришлось пройти школу достаточно суровой критики, которую давали постоянно, тыкая в соответствующие кадры видеосъемки. Это шоу было не для слабонервных. Нас готовили к публичным выступлениям и беречь не собирались: чем больше группа, тем больше шансов , что найдется кто-то, кто захочет поразвлекаться за счет тренера. Потому и тренировали.

Так вот, что вам помогает в таких случаях? Когда критика болезненная? Что может помочь выслушать? Что в таких случаях с телом? Какие эмоции? Удается ли услышать полезное в критике и изменить собственное поведение?

promo gelena_s март 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
@ Причем, я никогда больше трех замечаний за раз не говорю. Кстати, попробуйте обосновать - почему? @

Во-первых, если замечаний будет слишком много, легко запутаться, что важнее, с чего начать, а так же что-нибудь забыть, и не исключено, что забыто окажется самое важное. Кроме того, возможно, что до следующего занятия качественно поработать более, чем над тремя ошибками, всё равно никто не успеет.

@ Когда критика болезненная? Что может помочь выслушать? Удается ли услышать полезное в критике и изменить собственное поведение? @

Когда мне приписывают что-то не соответствующее действительности. Когда требуют телепатии. (И в варианте "Вы об этом не просили" -- "Сама могла бы догадаться", и в варианте "Сама должна понимать, почему ты дура или сволочь") Помогает выслушать то, что деваться мне всё равно некуда. Услышать что-нибудь полезное в таких случаях вряд ли возможно.


Я люблю критику, если оно обоснована. Критика помогает увидеть что-то в своей работе с другой стороны, исправить недостатки.

если критика реально болезненная, то у меня выстрелит агрессия, т.е. на уровне "ещё одно слово и мой кулак полетит тебе в лицо", если критик мужчина и банальное "встаю и ухожу", если женщина
про замечания не знаю, но могу сказать о поручениях
никогда и никому, ни мужу, ни подчинённым, не давала более 3х подряд, т.к. больше точно всё забудут сделают не то, не так и я же ещё и буду всё это переделывать

Первое моё впечатление: Вы что - то перепутали. Не разобрались. Второе -"Это Ваше личное мнение. Имеете на него полное право. Так же, как и я имею полное право к нему не прислушиваться". А потом (может, и через день, утро вечера мудренее) - "А вдруг ЭТО правда такая дурацкая? Надо что-то делать."

Ещё добавлю об ощущениях: образ королевы в изгнании (осанку можете посмотреть у президента РФ или у князя Лихтенштейна, подойдёт первый попавший на глаза из них). Контроль позвоночника в районе поясницы. Небольшой оффтоп - такая осанка при общении производит впечатление сразу: иной раз идут два парня, один - метр с кепкой и прямой осанкой, второй - шесть футов и сутулость. Метра с кепкой признают лидером.
Чтобы не оттолкнуть в позицию: "Ща, решим кто в доме хозяин" стоит принять антидот от конфликта под девизом: "уважаю себя и собеседника".

Для меня в критике самое важное - своевременность. Если обстоятельства позволяют, я сама предпочитаю выбрать время (и место), чтобы полноценно ее воспринять.

А вот когда в таких стрессовых условиях... Отталкиваясь также от времени, я напоминаю себе, что другого момента может не представиться. Иногда обидно, конечно, но вот то, что позже человек забудет важное и, возможно, полезное для меня, или у меня не будет потом времени обдумать ситуацию именно в ее единстве с критикой - очень выручает. И вообще, чем раньше столкнусь, тем больше времени на исправление ситуации;). Это первое.

Второе - проверить устойчивость и удобство, если сижу. Болезненное восприятие критики ассоциируется с сиденьем на краешке стула, подавшись вперед, и с верчением чего-то в руках ("нервно платочек теребя"). Подбородок вперед и вверх. Очень напряженный живот. Что-то от просительности или реакции "вскочить и бежать".
Стараюсь сесть поглубже, почувствовать спинку стула, склонить голову набок. Ручку в одну руку и писать. Потом сказать, что все рекомендации я записала и перечислить кратко. Поблагодарить и сказать, что пошла работать.

Вау! Я описывала реальную недавнюю ситуацию. Так я же уже совершенно по-другому выгляжу!:) Я-то о своем внутреннем беспокоюсь, в превую очередь. А эффект еще и внешний.

Выслушать и принять к сведению болезненную критику мне помогает только доверие к критикующему и его компетентность в той сфере, в которой он дает мне обратную связь (приму по умолчанию, что речь идет об адекватной критике моих действий/поступков без перехода на личности). Ну и со временем я научилась отслеживать свои не во-время включающиеся защиты и переключаться с "ужас-ужас, я ошиблась, я плохая, сейчас меня с работы выгонят" на "да, тут моя ошибка и я приму меры к ее исправлению".
Ну а почему вы не даете более трех пунктов на исправление за один раз, тут уже многие ответили - большее количество информации трудно воспринять, особенно на слух.

У меня как раз недавно был случай критики, который заставил задуматься, что такое критика и как на нее реагировать. Меня довольно жестко покритиковали недавно, что показало, что в нашей системе (это было во время обучения) критика это норма жизни, что в том числе будут критиковать и личность (для этого есть основания). И хотя для меня это было достаточно тяжелое открытие я поняла, что это правила игры и к этому надо быть готовым. Критика была справедлива: одна часть ее была для меня самой очевидна, вторая нет и больно ударила по самооценке. И хотя мне было тяжело ее выслушать, я понимала, что это по делу. Но вот потом, когда дальше на семинаре другую девочку сравнили со мной, прямо сказав, что вот у нее с этим все хорошо, не то что у меня, я поняла, что вот это не критика, а просто некий вид не хамства, но чего-то точно не профессионального, не нужного ни этой девочке ни мне. И на этом моменте (там были еще и другие моменты)) я поняла, что уважение или скорее дружеское отношение к моей старшей коллеге сошло на нет, хотя критика была ценной и я ее приняла в работу.
В другой раз, когда мне дали критическую оценку мне было тяжело, так как я себя не видала в таком ключе (у меня было другое видение себя, более комплиментарное) и таких замечаний я просто не ожидала. Я долго носилась с этим, так как не могла отпустить и принять, хотя понимала, что это мне сказал уважаемый человек, не имеющий со мной никаких личных связей, но имеющий большой опыт, который видит больше других. Меня мучило то, что я не могла интерпретировать насколько эта критика применима в моем случае и что вообще это значило. Но когда другой компетентный человек мне разъяснил, что имелось тогда в виду, я успокоилась.
В общем, для меня важно, чтобы критика высказывалась компетентным в соответствующей сфере человеком, была подробной, с разъяснением, и с рекомендацией как исправить. А также была облечена в корректную форму и не касалась оценки личности. Кстати, в посте про выбор психолога в блоге Вашего мужа, мне понравился момент про правильные действия психолога в выражении оценки действий клиента. И вот такой подход я и хотела бы видеть, когда получаю критические замечания. А про "три замечания" приму к сведению и думаю, как уже писали выше, что это связано с возможностями психики переваривать информацию, тем более критическую. Про реакции тела мне нечего сказать, я скорее просто чувствую возмущение по началу.

я сейчас стараюсь вообще не больше одной концептуальной вещи за раз говорить. одну с хвостиком. потому что когда их больше, у человека возникает ощущение, что его п....т ругают и суть застревает в эмоциях. ну плюс приоритетность претензий спадает.

моя классическая защита - это объяснение, почему я так сделала. конечно, если я себя правой считаю. потому что зачастую претензия не учитывает обстоятельств. но это плохая защита, потому что в ответ люди начинают беситься, что их критику не воспринимают. я уже знаю метод получше. согласиться-переспросить "а вот ты думаешь, что если такие обстоятельства и условия задачи, то вот так вот, да? окей, окей." и тут обычно прекрасное окно возможностей для критика скорректировать претензию.))

ну, я думаю, все мы с детства заточены воспринимать критику болезненно - и учителя не скупились на "обратную связь" - прилюдно, эмоционально, не стыдясь и перехода на личности, и обрисовывания дальнейших жизненных перспектив. И родители, родня тоже - и передразнивали, и ругали за какую-то ерунду... Так что, мне кажется, это очень детский инстинкт - оправдаться, чтобы не попало, не наказали, не лишили любви... Мы сами очень легко переходим на глобальное самообвинение - поэтому и не слышим конкретного и порой вполне объективного "замечания".
Однако, и про субъективность этих замечаний - тоже важно помнить. И чем более творческая у нас профессия, тем менее близко к сердцу надо принимать любых "недовольных", я считаю. Массовый отток аудитории - это серьезный показатель, а вот один конкретный доброхот, (даже если он наставник, кстати) совсем необязательно критикует объективно. Мне встречались случаи, когда критиковали из зависти, например, или оттого, что "я бы сделал по-другому"...
если внутри есть убеждение о многогранности бытия, о том, что "правильных" мнений может быть больше одного, тогда критика воспринимается менее болезненно - просто как совещательный голос, и не более того. И тогда у этой обратной связи есть гораздо больше шансов быть услышанной и замеченной, и действительно принятой во внимание...

рикошетом

откуда корни растут я даже как-то сочинение писал http://u50.livejournal.com/60154.html
это к тому, отчего критика бывает болезненной.

Ну к счастью не отток, но и не задерживаются многие, потому и получила пересказ мотивов отказавшихся с пояснениями. Пришлось таки выдать обратную связь" высокого качества". Сама знаешь, я обычно аккуратна, но и беречь тоже не буду.
Но обратную связь, которую мы когда то получали тоннами, стараюсь не выливать, помня таких "любителей".

друг мой, ну в твоих-то способностях давать обратную связь и в ее уместности я и не сомневаюсь ))) а любителей критику именно выливать, а потом еще невинно говорить: "какой же ты после этого НЛПер, если не можешь справиться со своим состоянием" - тоже помню... не будем, как говорится, показывать пальцем, но есть у нас с тобой такие общие знакомые )))

Мдаа, как вспомнишь, так вздрогнешь! И чего я столько лет отшучивалась? Сама не знаю!

  • 1