gelena_s (gelena_s) wrote,
gelena_s
gelena_s

Categories:

Что пройдет, то будет мило..

Конечно, механизмов «ментального переписывания» истории несколько. И у каждого человека могут включаться свои или даже все сразу, в разной степени.

Самый простой механизм – контраст между восприятием в текущем возрасте и в молодости. Да, тогда все было ярче, вкуснее и сама жизнь в любом случае была окрашена оптимизмом.

Следующий механизм – особенности восприятия реальности, метапрограмма «ориентация на прошлое». Эта особенность практически не «редактируется» и не зависит от системы убеждений человека, но влияет на ее формирование. И для таких людей будущее – это повторение самых ярких, удачных, успешных моментов из прошлого.

Следующий механизм, пожалуй, самый популярный – вытеснение. И вытесняются из сознания, в первую очередь, те факты, которые вызывают неприятные ощущения, душевный дискомфорт. Бабушка из примера вытеснила болезненные моменты скотского поведения мужа, и он сразу в ее воспоминаниях стал «типа настоящий мужчина». Примерно как здесь: «Что он сказал? Если опустить мат – то ничего».

А из советского прошлого в первую очередь вытесняется что? Скучное и неприятное, а местами и болезненное. Вот и вытесняются все наши потуги что-то достать, скандалы типа «Гаража», и все такое, где волей неволей мы чувствовали себя массой. Опять же, участие в общем лицемерии вспоминать мало удовольствия. Заметили, как мало комментов о личном участии в травле кого-то в школе или в садике? Те, кого травили, об этом пишут, и работают с этим. А те, кто травил, редко сознаются и вспоминают вслух. Хотя и не забывают никогда. И это тоже правда.

Особенно болезненно даются воспоминания об эпизодах молчаливого попустительства, того самого молчаливого согласия. Увы, мы все (во всяком случае, мои ровесники) замазаны советским прошлым, и признать это могут далеко не все. Я как-то задала вопрос нашей классной руководительнице, сколько стихов про Сталина они учили, пока она была школьницей. И пригодилось ли ей это в жизни? Орала она долго, мы, наверное, полчаса слушали, какие все мы неблагодарные сволочи и лентяи, что «ради вас кровь проливали» и все такое. Но на вопрос она не ответила, даже близко не подошла. Это же были семидесятые: о культе личности уже стали больше молчать, чем говорить, но и обеливать его, в том числе и репрессии, еще не решались, слишком много было в живых тех, кому было что рассказать. Ну а мы… урок сорвали, учительницу из себя вывели и нужный результат получили.

И вопрос к смелым: а как вы относились к тому, что было проникнуто «пафосом гражданским»? Что чувствовали на всех этих политинформациях и классных часах про «израильскую военщину и угнетенные народы Африки»? Как вами учились стишки про Ленина и «октябрь всегда впереди»? С удовольствием? С особенным удовольствием? А сейчас перечитываете?

А для самых продвинутых «пользователей психологии» другой вопрос. Вот если подойти «типа научно», и отложить на время в сторону личные пристрастия, личную реакцию на тему, как вы думаете, что будут вытеснять из памяти ваши дети?


Подписаться
Tags: Идеализация, Иерархия, Общество, Психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Напоминание

    Вера в дыму и огне битвы как-то забыли одну не очень старую тему, из моего же журнала, кстати. Спасибо kolkut, что напомнила про…

  • А мы ничего не ощущаем…

    Кажется, у Жванецкого есть такая реприза. Вчера я у Яны miumau очередной раз высказалась против ношения масок, я тут не поменяла позицию,…

  • Устроиться на работу после пятидесяти?

    Сейчас многие клиенты жалуются, что близкие, потеряв работу в связи с ководобесием, никак не могут устроиться снова. Особенно те, кому на момент…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments