Мне кажется, полезно еще раз вернуться к этому «шумному вопросу». Чтобы два раза не вставать, дам ссылку на предыдущие посты: раз, два, три и четыре.
И вернемся к основам. Почему-то в нашей культуре считается, что человек, начавший скандал и бурно выражающий при этом эмоции, априори виноват. А поскольку чаще всего эмоции первыми сдают именно у женщин, их потом крестят «истеричками». Если же такое случается у мужчин, то сразу психопаты и абьюзеры, в «лучшем» случае – «как баба».
Грешна, сама такой эмоциональной была. И что самое досадное, в какой-то момент (я еще даже близко не была тогда психологом ) заметила, что это именно муж выводит меня на то, чтобы я начала орать и бить посуду. Когда с ним поделилась наблюдением, по реакции поняла, что он просто об этом не думал, но по факту делал. А потом мило отстранялся и был весь в белом. Ору-то я!
Маленькое отступление в части терминологии. Так получилось, что слова «отмораживаться, замороженный» и, в особенности, «отмороженный» приобрели много смыслов, местами с негативной окраской. Поэтому буду использовать слова «отстранился» и «отстраненный», хотя и они не до конца передают суть явления.
Так вот, истерики бывают двух видов и их следует однозначно различать, ни в коем случае не путать.
Истерики (скандалы) первого вида устраивают люди демонстративного типа и, как бы так поточнее выразиться, тщательно готовят мизансцену. Истерика будет «художественно красива», часто с угрозами покончить с собой, с пламенными речами, апелляцией к масштабным ценностям, желательно при свидетелях. Как минимум, если нет возможности
Есть пара критериев этого рода истерик. Один – это подглядывание за собой в зеркало во время скандала. Порой такое «почти случайное», порой вполне себе сознательное. Типа, достаточно ли хорошо выгляжу? Правильно ли я скандалю? Второй - легкий переход на нормальный тон, например, со случайным звонком начальника или значимого лица. Как правило, для этого значимого человека (или для людей из этого круга) есть другой сценарий поведения в скандале. Это может быть тихая, трагичная и очень долгая игра. Сюда же можно отнести голодовки и всевозможные демонстративные уходы с чемоданом.
Второй тип ора и крика – примерно то, что Яна описала в своем посте про сцену у магазина. Там уже нет никакой реакции на окружающих, человек выглядит скорее невменяемым, сам на свой внешний вид и на наличие или отсутствие зрителей не реагирует. Скандал может и потом продолжиться, и довольно долго, даже если второй участник уйдет. И здесь действительно, наличие «отстраненного» участника только усилит истерику. Потому что чаще всего за такой истерикой еще прячется травма неприятия, в которую второй партнер его своим видом и погружает. Кстати, комментаторы довольно точно описали, что происходит внутри, если человека не слышат.
Самое тяжкое во втором типе скандалов, это когда совпадают две травмы. У одного от того, что его в трудный момент никто не слышал, а у второго - что он попадает в детский ужас от крика и ругани родителей. А если в детстве у обоих еще и драки были, вот уж тогда получаем два
И заявление, что «со мной в таком тоне нельзя разговаривать», конечно полезное, но весьма ограниченного использования, в очень узком контексте. В основном – в рабочем. Все просто: практически все рабочие поведенческие паттерны у нас относятся к постимпринтинговому возрасту, и люди здесь намного гибче в смене поведения.
Тем не менее, задачка для всех. Раз много неясностей в толковании понятий «отстраниться, отмораживаться, не вмешиваться» и других форм поведения, давайте таки распишем, чем в поведении отличается «слушать» человека, который орет и «отмораживаться» (дистанцироваться, отстраняться) от него?
Опишите максимально детально. Направление взгляда, поза слушающего и поза «отстраненного», дистанция между разговаривающими. Какой тон голосав одном случае и в другом. Какие слова и фразы? В общем, дайте предельно детальное и контрастное описание.
Подписаться