Нашла у Евмения. Полезная информация для многих.
Компульсивный невроз типичен для религиозных людей
СИЛЬНАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ДЕТАЛЯМИ и другие симптомы подобного рода — один из признаков, выдающих то состояние, которое мы называем «компульсивным» или иногда «обсессивным неврозом». При таком неврозе человек по некоторой непонятной причине ощущает себя ВЫНУЖДЕННЫМ ВЫПОЛНЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕЛКИЕ ДЕЙСТВИЯ, которые обычно не считаются важными. Возвращение каждое утро к двери дома с тем, чтобы проверить, заперта ли она, — вот пример безвредного и более или менее универсального невроза.
Человек,одержимый своим долгом, особенно когда этот долг — вопрос внешних мелочей,другой пример. Компульсивный невроз типичен для религиозных служителей, а согласно Ранку, его можно называть неврозом нашего времени. Он часто связан с предчувствиями БОЖЕСТВЕННОГО И МИСТИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ. Компульсивный невротик в некоторых случаях чувствует,что случится что-то сверхъестественное, ужасное, если он сделает не правильный шаг.
Почему он так боится потерпеть неудачу? Люди все время ошибаются и даже в крупных делах не обращают внимания на мелочи. Человеку свойственно ошибаться; но рассматриваемый типаж в особенности СЛИШКОМ ОСТРО переживает то, что ЛЮБАЯ ОШИБКА приведет его к неминуемой гибели.
Мы уже указали, что особое напряжение, с которым он работает, обнаруживает его преувеличенные амбиции. То, что АМБИЦИИ НЕВРОТИКА СВЯЗАНЫ С ГЛУБИННЫМ ЧУВСТВОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, — основополагающий принцип; и, чтобы проверить это, поищем проявление этого чувства в нашем типичном религиозном работнике. Оно может облечься в моральную форму, проявляясь в ПРЕУВЕЛИЧЕННОМ ЧУВСТВЕ ВИНЫ И НЕСОВЕРШЕНСТВА, и тем самым делая очевидными всемерные усилия компенсировать его амбициозными устремлениями.
Независимо от того, каков источник неполноценности, последующая преувеличенная амбициозная воля в религиозном служителе принимает моральную и духовную форму. Другими словами, такой человек выбирает СФЕРУ МОРАЛИ В КАЧЕСТВЕ ПОЛЯ БИТВЫ СВОЕГО ЭГО за превосходство. И он будет чувствовать особую вину, если не окажется на вершине.
Установка «святее, чем ты» не исключение: это КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА, ОБРАТНАЯ СТОРОНА КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Вот почему такие люди уделяют столько внимания подробностям морали. Посторонний человек может сказать, что эти подробности, в конце концов, не так много значат, — но для этого человека они важны — все важно для его доминирования, которое является центральным понятием в его жизни.
Религиозные и моральные реформаторы — если в их реформах нет объективной необходимости — принадлежат к этой категории.
Несложно заметить, как эти люди возвышают себя над другими благодаря этому методу сосредоточения на незначительных моральных и религиозных мелочах. Действительно, в случае со священником, который отказывается от чая, кофе и какао мы видим, что его реальная причина не «сохранить тело храмом Господнем», но возвысить себя над окружающими, которые не отказали бы себе в удовольствии выпить эти напитки.
Ролло Мэй
VIA
Подписаться