?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ПТУ по тебе плачет!
gelena_s
Вот и Александра в тему пост написала. А я предлагаю немного глубже покопаться в истории убеждений, особенно массовых.

Вот смотрите. В стране с самого начала ее существования проповедовалась идея гегемона, то есть, пролетария. Про высокие духовные качества пролетариата было снято куча прекрасных фильмов, песен и стихов было на головы вылито ведрами.

И труд «простых рабочих» в большинстве своем оплачивался лучше, чем инженеров, ученых и "прочих интеллигентов». Я сама на ОТК за месяц практики (!!!) спокойно заработала двести с гаком, даже премию начислили. Но закрыли мне практику пораньше: я работала двумя руками, как амбидекстр, и потому меня от греха отправили на каникулы, чтобы не пришлось нормы пересматривать. Много раз наблюдала, как на сдельщине люди двести-триста рублей имели даже без премий.

Но тогда откуда в стране, где пролетариат типа гегемон, такое упорное нежелание родителей делать детей этими гегемонами? И не только родителей! ПТУ- это ведь была главная страшилка всех старших классов! Нам про это каждый день кто-то из педагогов говорил: «Не будете учиться, в ПТУ пойдете»! И в комментах посмотрите, большинство вполне ожидаемо даже не упомянули про среднее образование. Вытолкнуть детей в «вышку» было главной задачей практически у большинства семей.

Почему так? И вопрос чуть сложнее: для чего так поступали взрослые по отношению к детям? Чего они хотели детям?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Формальная сторона

    В продолжение темы браков старших родственников расскажу немного о моей семейной истории. Польская бабушка таки выходила замуж в шестьдесят…

  • Шаг третий

    Продолжаем идти двенадцатью шагами. Теперь третий шаг. Звучит так: у меня тоже есть свои чувства и потребности и я хочу, чтоб близкий уважал их.…

  • Скрипач не нужен

    Вначале немного лирики: Это отдельная тема, которая часто обостряется, когда человека оставляют. Как раз недавно работали с клиентом на эту…



1. Здоровье. Труд был в основном физически тяжелым. При дерьмовом питании и хреновой медицине - к 40 работать работягой было уже тяжело (там болит, тут болит, а до пенсии еще 20 лет).
2. Социальное окружение. Пьянь, пьянь и еще раз пьянь. А с кем поведешься...
3. Начальник мог дорасти до спецраспределителя - а это уже совсем другая жизнь даже при формально низкой зарплате.

Все правильно родители делали.

С первым пунктом согласна полностью. Ко второму добавлю: у меня в юности была подруга с очень интересной внешностью, классная портниха. Она жаловалась, что мужчин с образованием она не интересует, а остальные - пьянь.

Бабушка, родившаяся в крестьянской семье, в некоторых конфликтных ситуациях говорила: "Что ты меня за дуру держишь? У меня ведь высшее образование!" Для нее слово "дура" было чрезвычайно оскорбительным ругательством.
Думаю, послереволющионный массовый доступ к образованию снес голову у большой массы населения. Это как сегодня крутой телефон, купленный в кредит - главное - понты, а не необходимость. Потом почему-то пошло разделение на ПТУ и институты, хотя, по факту, есть прикладные специальности, и инженеры к ним тоже относятся; инженеров, кстати, до революции выпускали реальные училища, и вышкой это никто не называл; а есть гуманитарные технологии - колоссальный пласт знаний, приложение которых отнюдь не к ручкам, и далеко не каждый человек способен иметь дело с такого уровня пластами информации, так вот, на мой взгляд, это и есть истинная вышка. В нашем народе очень сильно стремление к элитарности, но понимается это очень однобоко - идет тупое копирование внешних признаков элиты, если усредненно - внешний вид, условия жизни и наличие предметов роскоши, образование (вот здесь-то как раз и идет институт-университет - та самая "вышка", которая "приравнивает" людей к элите). Пролетариат - это замечательно, но подсознательно люди понимают, что сантехник никогда не станет аристократом, а вот юрист может. Хоть это и иллюзия, но душу греет, а правду себе сказать может не каждый.

"Потом почему-то пошло разделение на ПТУ и институты, "

Всегда было, гимназии и реальные училища, германская система.

Без образования нельзя было продвинуться, так и сидеть до старости на одном и том же станке? Если у человека есть хоть сколько мозгов, он от такой жизни или сопьется или сдвинется. Впрочем вот и спивались. Мой отец в зрелом возрасте пошел в техникум, потому что его даже мастером не ставили со средним образованием. Конечно он желал мне, чтобы у меня путь был пошире, чем сидеть на низовой позиции в цехе. Ведь работа для людей без образования не особо интересная и развития не предполагает. В общем то он прав, я работаю не по специальности и бьюсь головой об потолок. Поэтому высшее образование надо получать при любой возможности на бюджете. Именно это я детям и говорю. Передумать и потом пойти простым рабочим всегда не поздно, а вот наоборот уже не всегда получится

Думаю, хотели детям уважения, бОльших возможностей и более лёгкого, не физического труда. Многие ещё помнили сами, что такое физический труд, потому старались детей от этого оградить. А рабочие специальности, хоть и приносили деньги, вызывали мало уважения. Ну и вариантов роста там не много и те ограничены какой-то определённой планкой - всемирной известности тут не дождаться. Другое дело, что и с высшим образованием известность получают единицы, и работу свою любят далеко не все, да и многих бы устроила другая жизнь. Но родители же хотели лучшего, надеялись, что именно их ребёнок сможет.

Сейчас замечаю обратный отток. Уже не раз слышала, что кто-то готов отправить ребёнка в колледж или ПТУ, ну и пусть, не вышка - хочет человек делать вот это, так пусть делает. Моих ровесников ещё воспитывали иначе. Знаю парня - он отличный повар и эта работа ему нравится. Но там у матери свой бизнес и меньше чем менеджером, а, лучше, руководителем или владельцем своего небольшого дела она сына не представляет. Давно его не видела, но несколько лет назад он так и метался: полгода поваром, полгода менеджером.

Хотели, чтобы детям не приходилось физически уставать

Возможно большинство Ваших комментаторов не из промышленных районов страны. Мое детство прошло в промышленном городе на Урале и у нас не было пренебрежительного отношения к пролетариату. Многие мальчики ушли в техникумы после 8 класса, даже с нормальными оценками. Хотели побыстрее встать на ноги и сами зарабатывать. Вышку потом можно было получить заочно при желании, так рассуждали. У моих подруг были родители вполне уважаемые люди, радиомонтажницы, станочники на станках с ЧПУ. Папа работал зам начальника цеха, у нас порой собирались люди, они что-то обсуждали по работе, с чертежами сидели. И среди них станочники из цеха. Как говорил отец, за каждого из них он отдал бы трех инженеров. Возможно потому что жили мы в районе вокруг завода оборонного, там была и дисциплина производственная и гордость за место работы.
Ну и не было такого жесткого противопоставления. Да девочки почти все ушли в ВУЗы, в основном в пед. Но если бы кто-то пошел на завод сразу и потом получал вышку, то родители бы в обмороке не лежали. Им ведь самим пришлось рано работать, потому что никто не готов был их содержать до 20 с лишним лет. У меня и папа ВУЗ закончил в 28 лет только. ВУЗ конечно давал больше возможностей, но вот ощущение колоссального разрыва не было.

Edited at 2019-06-19 12:02 pm (UTC)

Дело ещё в срезе общества, а не только в городе. Я сама из промышленного города с большим количеством оборонного производства. Умом понимаю, что кто-то же на всех этих заводах работает, но среди моей семьи и знакомых семьи таких почти нет. Один единственный человек, который работает всю жизнь с 16 лет на литейном заводе (муж родственницы) очень выпадает из общей семейной картины.

Они хотели, чтобы детям не пришлось жить так, как самим пришлось.
Т.е. они не желали повторения. И не желали этой социальной среды.
Примерно потому же, почему "Крестный отец" мечтал легализоваться.

Это, видимо еще с дореволюционных времен пошло: работяги - это тупая тяжелая работа, пьянь-рвань, быдло, беспросвет. А вот с "высшим образованием" - будешь перекладывать бумажки в тепле, как белый человек. Ну, понятно, родители были "за все хорошее, против всего плохого", я их понимаю.

Но вот сейчас не понимаю этого стремления к "высшему образованию", результатом которого будет жесткая ламинированная бумажка, которая в жизни не пригодится (ну разве что в ОК пост-советских стран занести) и потраченные 5 лет жизни. (Кстати крупные западные компании типа Гугла и Амазона уже не требуют высшего образования)

Особенно меня приводит в недоумение мода у нас в стране - отправлять детей учиться в Европу на менеджеров/и прочую лабуду, которой и в наших ВУЗах полно. Не, ну может, кого еще приводит в трепет красивенький западный диплом или сертификат МВА, но если ума нет, то его и нет (ха, я с такими тупущими владельцами этих дипломов сталкивалась)

Вообще, считаю очень правильной позицию одного из моих бывших начальников. Он говорил, что у человека должно быть ремесло (умение работать руками), которое его прокормит, ну а потом, можно и образование - умственную работу осваивать.

"Он говорил, что у человека должно быть ремесло (умение работать руками), которое его прокормит"
терпеть не могу слово "прокормит"
сразу птички какие то представляются, которые клюют просо на могилках
что значит прокормит - работать за еду? это можно вообще ничего не уметь, пойти грузчиком в пятерочку. зачем тогда учиться? как с таким подходом вообще строить какие то планы на жизнь?
а с нашими зарплатами сейчас, когда кандидату наук предлагают зарплату 14 тысяч, проще удавиться тогда

труд «простых рабочих» в большинстве своем оплачивался лучше, чем инженеров, ученых и "прочих интеллигентов» - не всегда. Плюс у рабочего отпуск был 12 дней, а у ИТР - 24. Плюс рабочего на 2-3 года брали в армию, а студенты (тоже не всегда и не везде, но часто) отделывались месяцем военных сборов, часть потом призывали на год офицерами.
"упорное нежелание родителей делать детей этими гегемонами" - чьих родителей? Не судите обо всех по своим знакомым. Сколько народу в СССР ежегодно оканчивало 8 классов? И сколько поступало в ВУЗы? Причем поступать можно было не только после 10-летки, но и после техникума, вечерней школы

Что б не спились. Среда поддалкивает, пту это минимальный проходной балл, болванку каждый день точить одуреешь и за год, не за жизнь, но ума это не требует.
В наше время шпаной и не организованной преступностью как раз и были ПТУшники.

В общем, как могли, расширяли классовую пропасть)))


А мне в детстве говорили: "Будешь плохо учиться - пойдешь на стройку кирпичи таскать!". Училась я хорошо, но потом на стройку все-таки попала, работала фин. директором в строительной компании, видела, как гегемон без образования там трудится, такого врагу не пожелаешь. Родителей можно понять.

"А что люди скажут?!"

В детстве, когда меня спрашивали "Кем я хочу быть?" бабушка говорила, что лучше идти на завод рабочим, они больше получают. Родители же говорили, что лучше быть инженером. Но я был в таком возрасте, что для меня было все едино - рабочий или инженер.

думаю, что все шло с 40-х, 50-х годов, когда инженер был значимой фигурой на предприятии.
простой рабочий - это тупик, чтобы расти по карьерной лестнице нужно высшее образование.
Поэтому и стремились получить высшее - больше дверей тогда открывалось

Ну, моя семья была просто противник этого пролирариата и Асей этой советской системы в целом: серебряные ложечки с монограммой и семейный альбом с фотографиями, сделанными в своём частном фотоателье моей бабушке покоя не давали всегда, она никак не могла смириться с властью советов.