?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Про смирное поведение
gelena_s
Интересно, что сидеть смирно требуют не только родители, но ведь это и правило поведения в школе! И нередко неопытные учителя очень много сил и времени тратят на то, чтобы добиться на уроках «смиренности», то есть, смирного поведения.

А на ваш взгляд, как связаны «смирность» поведения ребенка и его когнитивные навыки?

Что стоит за требованием к ученикам начальной школы сидеть неподвижно?

Говорят, что сейчас это требование уже не такое строгое, но ведь было долго «сели ровно, ручку на ручку, спинки выпрямили!»


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Смена статуса

    Интересно посмотреть, что происходит с мамами выросших детей, когда дочка или сын становятся родителями. Моя мама сделала когда-то мне роскошный…

  • Когда жаба идет на приступ

    У скупости есть забавная разновидность – контекстная скупость. Когда человек уже до нелепости жмется на что-то одно. Мне рассказывала одна…

  • Про Гобсека с Коробочкой

    А теперь поисследуем, как люди прирастают к своим деньгам. Напомню, что нам когда-то рассказывали на патопсихологии. Скупость, особенно мужская,…



школа и конкретный учитель отвечает за физическую безопасность ребенка, пока тот на территории школы
вплоть до уголовной ответсвенности

и если в классе с жесткой мебелью сидит 30 человек с разными темпераментами и характерами , которые пытаются разбежаться как тараканы в разные стороны,
то учителю один выход - приказывать сидеть смирно, что бы были видны руки :)
ведь при этом он еще обязан рассказать о математике или природе согласно учебному плану

это в частных школах, где на 12 учеников два педагога, можно позволить эксперименты с безопасной средой и двигательной активностью на уроке
в муниципальных пока не реально


Edited at 2019-05-17 07:08 am (UTC)

Наверное, потому, что вроде как если ребёнок отвернулся, то он учителя и не слушает, если ногой ботает, то тоже тратит мощность процессора не туда, а нужно, чтобы все 100% шли на обучение. А тут ногами двигает, руками шевелит, глаза не на учителя, спрашивается, чем тут ребёнок вообще занят, вместо того, чтобы "обращаться во слух"?
Вот если взрослый внимательно слушает, он же сидит и смотрит на говорящего.

Так если ребенок внимательно слушает, он тоже сидит и смотрит на говорящего.

Если ребенок действительно заинтересован и внимателен, то он сидит смирно... пока слушает. Именно это состояние (заинтересован и внимателен) - наилучшее для обучения.

Другое дело, что формальным требованием смирности в нужное состояние не ввести никак. И да, ученик начальной школы вряд ли способен сохранять концентрацию даже на очень интересном ему предмете 40 минут кряду.

За требованием к ученикам начальной школы сидеть неподвижно стоит собственно современная (и как я понимаю, не только) школьная система - когда одному учителю нужно как-то за короткое время донести предмет до большой группы не заинтересованных в получении этого знания детей, проконтролировать процесс обретения знаний и сохранить их живыми и здоровыми до конца урока.

Ну то есть:
- обеспечить отсутствие помех себе (учителю) и тем, кому интересно;
- обеспечить контроль над передвижениями и взаимодействиями.

Edited at 2019-05-17 07:23 am (UTC)

Неспособность сконцентрировать внимание и сидеть спокойно, не вертясь на одном месте, говорит о расторможенности или о других проблемах.
В такой позе ученики ведь не весь урок должны сидеть, а минут 10-15. Остальное время они пишут, отвечают, выходят к доске, смеются на шутки учителя, отвечают хором или вразнобой и т д.

Edited at 2019-05-17 07:29 am (UTC)

"Не способность" или "отсутствие заинтересованности"? Это как бы разные вещи.

Фокусировать внимание по требованию - совсем не то же самое, что делать это по собственной инициативе. Это отдельный навык.

Впрочем, именно сконцентрировать внимание от них никто особо не требует. Внимание может быть где угодно, главное чтоб сохранялись формальные признаки и ученик мог что-нибудь ответить по теме, если вдруг его спросят.

Смирность мешает думать :(((

Добиваются привычки к концентрации внимания, вестимо. Кто-нибудь пробовал убедить ребенка писать страничку красивых буковок А или решать скучный столбик примеров, пока он болтает ногами и вертится?
При этом 1) нет, такой привычки у маленьких детей нет. Возможно, у некоторых уникумов она врожденная, но у 99% - нет, ее надо специально вырабатывать; 2) нет, множество вещей именно в начальной школе нельзя "сделать интересными". Есть базовые навыки, которые именно что дрессируются многократным повторением, и это требует систематической, аккуратной работы. Навыка и опыта которой нет - см.п.1. Старшеклассников можно и нужно заинтересовать и увлечь (если они имеют ту самую базовую привычку к систематической работе и концентрации внимания - так даже и с немалой пользой), первоклашек - ненадолго и не всегда.
Так вот специальная поза "собрались, работаем!" срабатывает в этом смысле нормальным таким триггером. Да, не у всех. Да, некоторым нужны триггеры другие (это уже, ИМХО, дело родителей - понять, какие, и договориться об этом с учителем). Но прямая спина, руки на парте и глаза на [объекте приложения усилий], при всей видимости бессмысленного изуверства - большинству таки помогают.

Кстати да - не только концентрация внимания, но еще и подчинение. Причем такое, которое легко проконтролировать.

Чтобы эффективно проводить урок в "демократическом стиле" нужно огромное педагогическое мастерство: умение чувствовать аудиторию и точное понимание учителем, какие именно процессы в данный момент происходят, что он хочет получить в результате и как этого добиться. Это очень сложно и энергозатратно.
Гораздо проще проводить занятия в директивном стиле.

Вот интересно. Навык "слушать" постоянно нужен во взрослой жизни, слушать клиента (чтобы выявить потребность), слушать партнера (вдруг что важное скажет), слушать докладчика (причем попутно анализировать), и кажется ни один из этих вариантов слушанья не прививается в школе.


Увидела камменты про концентрацию внимания. Сама не пробовала, но читала рекомендации для начинающих - как медитировать. Там именно неподвижная поза (что бы ни чесалось в этот момент) и остановка внутреннего диалога (как бы ни орали соседи за стенкой). Если с этой позиции смотреть, то в школьных требованиях дисциплины на уроке что-то есть

ну а в армии зачем требование, чтобы стояли ровно?
как будто чем ровнее стоят, тем более лучше победят в войне
еще кровати там заправляли по линейке и прочее?

во первых это красиво

Если каждый из тридцати детей будет болтать ногами, стуча ими о парту, щёлкать линейкой, отдирать липучки на кроссовках или со скрежетом двигать стул, то учителя они при всем желании не услышат.
У моего старшего была такая демократичная учительница в началке: все, что надо было изучить, изучали дома. А вот когда ее замещал парень - любитель дисциплины, ребенок был в состоянии рассказать, что было на уроке, и домашки не было, так как в классе все успевали.

Да я вот сильно подозреваю, что сторонники болтать ногами и скакать по парте, представляют, что болтает ногами, скачет по парте и болтает лично их ребеночек (они в детстве), а остальные дети особого шума и помех учебе не создают. Ладно, на том уроке, который лично выступающий, считает бесполезным и неинтересным, может веселиться весь класс, но на полезной математике, все сидят тихо и только их ребеночек усваивает знания в беге, прыжке и швырянии линейками, а если все ребеночки начнут веселиться, то у тех же родителей начнутся претензии к учителю, не умеющему держать класс.
Если что, мой ребенок слушал сказки на ходу, веселясь и носясь по комнате, потом мог рассказать близко к тексту. НО это был один ребенок на одного взрослого и было ему меньше трех лет.

Ощущение, что это в том числе от представления об учебе исключительно как об умении слушать, что говорит учитель. Помимо этого есть ещё собственное осмысление услышанного или прочитанного, и необходимый отдых и даже желание поделиться открытиями с соседом по парте. И вот это всё уже не учитывается.
Ну и вечное "надо учить сразу, потом будет не исправить". Хотя я не припомню среди взрослых тех, кто вертится и болтает ногами, даже среди тех взрослых, у которых с образованием не сложилось.

У меня в этом плане есть только свой опыт. Внимания мне в детстве, обычно, вполне хватало на учителя. Но вот чтобы не болтать ногами или не вертеть ручку, когда я думаю, нужно было отдельно за этим следить и думать это только мешало.

А я помню достаточное количество взрослых, которым лучше думается в движении.

Педагог младших классов не педофил, который детей любит. Он отвечает за правильность их поведенпие. В превом классе учительница оставляла после урока всех, не только шустриков, а всь класс не полчаса на "урок правильного поведения" - сидеть руку на руку, не двигаться пока не будет дано ражрешение покинуть класс. Получлся дополнительный урок беспомощности :(

Edited at 2019-05-21 08:26 am (UTC)

Имхо, хорошие когнитивные навыки - они активные. Это умение строить модели и задавать вопросы. Смирному, послушно открывающему рот, чтобы туда положили полупереваренную информацию, эти навыки уже отбили.

Единственная, имхо, реальная польза "смирности" - не мешать коллегам по обучению. Но это какая-то другая "смирность", менее деревянная.

У учителя что стоит?
Так надежда на то, что ребёнок хоть как-то научится концентрировать внимание, и его удастся хоть чему-то хоть как-то научить.