Previous Entry Share Next Entry
Девятое правило
gelena_s
Я имею право сказать: я тебя не понимаю!

Манипулятивное предубеждение: я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен "читать их мысли". В случае, если я не буду это делать, то буду безжалостным невеждой и никто меня не будет любить!
Вот тут у многих родители постарались.
Ты, что, не понимаешь, что соседям про наши покупки не говорят?
Ты, что, не понимаешь - и вот бедный ребенок считает себя скотиной, что чего-то не понимает из умозаключений родителей.
А "чтение мыслей" занятие бесполезное. Многие за него принимают точное воспроизведение привычных отговорок своих близких. Но словесное выражение защит - отнюдь не мысли.

Так что, как у вас с этим правилом? А чтением мыслей грешите?

  • 1
Сразу говорю, что намеков не понимаю и сама не намекаю. Мне все надо говорить прямо словами через рот.)))

Так намёки -- это тоже слова через рот, разве нет?

это слова через рот совершенно не о том, о чем чел на самом деле хочет поговорить)

у меня плохо с этим правилом - стараюсь приложить усилия, чтобы понять.
правда, если успеха не достигаю или мне отказывают в разъяснении - то тогда забиваю полностью на этого человека.

Не читаю мысли чужие давно и не домысливаю. Люблю говорить глаголами и конкретностями. Стараюсь. И в ответ получать конкретности. Но я сильно взрослая. может, в этом дело. Хотя раньше тоже этим не страдала. Если я задаю вопрос в магазине женщине за кассовым аппаратом- "Вы обслуживаете", а в ответ получаю "А как вы думаете, зачем я тут сижу", то я отвечаю - "Простите, я не поняла, Вы обслуживаете или нет". и в других ситуациях - в маршрутках есть неприкасаемые сиденья и когда спрашиваешь, можно ли сесть, то некоторые отвечают "Может, вам тут вообще диван поставить", на что я так же повторяю, пока он не скажет конкретное нет или да. Иногда понимаешь, что надо просто что-то сделать на свой страх-риск-ответственность, потом уж говорить, и не обращать внимание на кудахтанье.

А вот этот прием с игнорированием сарказма и требованием конкретного ответа по существу я возьму на вооружение, спасибо.

тут вообще я повторяю, пока не получу желаемого. А вообще, я всегда рабочих учила, как отвечать на экзаменах - у тебя есть вопрос, ответь на него конкретно и скажи "точка". Дальше в дебри не лезь вообще, пока не спросят.

( хотела сообщение отредактировать, не получилось - я читаю вот последние правила и как-то поражена, то, что для меня аксиома и само собой у других вызывает сильное напряжении в попытке вредрить эти правила. Я всю жизнь в мужской среде работаю, где вообще все всегда конкретно, может, это наложило еще отпечаток )

Умные мужчины учатся у женщин, умные женщины - у мужчин. Так и есть, в мужском коллективе можно многое добрать к своим навыкам. Главное, не брать уже их заморочки.

а что за неприкасаемые сидения? Извините, что не по теме.

рядом с водителем, я не знаю заводов-изготовителей этих маршруток, около водителя есть свободное место, к нему надо пролезать через площадку над передним колесом, но они туда не садят, куртку положат или пакет с мусором и т.п. По какой причине - я не знаю, иногда сиденье пустое, но они на площадку ставят какой-нибудь ограждающий предмет, что место есть, а предмет охраняет. Я думала, может пацаны молодые для молодых красивых девок берегут -сидит сам, рядом девчонка в мини сидит, пассажирка. Но нет, и девчонок туда тоже на садят.

Понял о чем речь. В Москве таких нет, но в других городах видел немало.

У-у, "ну ты же должна была догадаться" и "ты что, не понимаешь" любимые фразы моей мамы, ненавижу. Манипулятивные фразы, в смысле, а не маму )).
Как раз недавно на работе за коллегой заметила эту фишечку - "разве ты не догадалась сделать то-то и то-то?" Не-а, не догадалась, ибо задание надо формулировать четче.

Почувствовать эмоции (хорошо человеку или плохо) можно. И то не всегда. Прочесть мысли - это каким мыслеграфом делается (купила бы, пригодился народ дурить)? Такого не знаю. Мысли надо озвучить, иначе до другого не дойдёт.

"Никто на будет любить", та ещё манипуляция. Перевод с русского на русский: "Мне будет неудобно тобой пользоваться, как объектом"

Бабушка моей одноклассницы хорошо пользовалась этой фразой.
Бабуля хотела одевать внучку по своему вкусу, а внучка хотела одеваться как нравится ей. Когда бабушка хотела настоять на своем она говорила "если ты не заправишь футболку в трусы, то ты не будешь нравиться мальчикам, они скажут, что ты некрасивая".

У меня было еще хуже - меня "не будут любить" потому что я болею все время (привет от физручки) и "потому что спина кривая", т.е. сутулюсь (от родителей).

Отличный перевод! Таки есть.

В детстве была ситуация, когда я, по мнению мамы, должна была "знать". А я не знала. Было мне тогда года три, но запомнилось, ибо влетело сильно. И, по ощущениям, незаслуженно.
С тех пор сама не жду, что кто-то "догадается", и на других могу наехать - за требование телепатического чтения мыслей уже от меня.
Не обязаны люди иметь одинаковые установки по умолчанию, они - не собаки :)

Я целыми днями слушаю версии, что другие должны были знать от рождения. Часто это самый большой инсайт- то , что другой человек вырос в другой системе ценностей.

Забавная эта штука - про "установки по умолчанию". Это иногда даже не совсем система ценностей, а совокупность реакций на раздражители. Способ обработки информации.
По моим ощущениям, иногда она на самом деле врожденная (если поверить тем же Фогелю и Мотульски, то ощущения-таки верные) - в силу чего заявления про "должна понимать" несут под собой некую почти здравую основу.
Подозреваю, что воспитательный "наезд" про "должен сам понимать" - из числа очень старых, унаследованных от бабушек-прабабушек, а то и постарше. Если популяция не слишком смешивается с иноплеменными соседями - то возникают некие, говоря языком собачницы, "породные черты", определяющие характерное поведение в определенных ситуациях. У собак это хорошо заметно: реакции всех спаниелей на один и тот же раздражитель будут похожи, но при этом будут здорово отличаться от сходных между собой реакций московской сторожевой.
Тема эта, как я понимаю, довольно скользкая - у человека такие "заранее прошитые" отклики сильно забиваются воспитанием. Да и соображения политкорректности, опять же...
Но кое-какие исследования проводились. Но мало. Очень.

Есть у меня своя схема- что на каком слое личности располагается. Я студентам по своему и читала.
Муж пока не хочет это все публиковать. Все таки думает меня до книги попинать.
Но там перекликается как раз с тем, о чем вы говорите. Я только разлржила- что от породы, то есть от родной семьи- по крови, что от воспитателей.

Не откладывайте публикацию в слишком долгий ящик. Хорошие идеи имеют неприятное свойство рождаться в нескольких головах одновременно.
Мне в свое время было интересно разобраться с некоторыми закономерностями, обнаруженными у моих студентов, и с другими - у подростков из детского дома, с которыми пришлось заниматься. Что является следствием воспитания, а что - "прошито в железе". Работ про "железо" для людей - очень мало. Ну, или я не нашла. Та же монография Фогеля и Мотульски - "Генетика человека", третий том. Не психология - наследование поведения. Там совершенно замечательные данные по разлученным близнецам, по близнецам, один из которых имеет органические поражения мозга, связь особенностей поведения детей и биологических/приемных родителей... Для собак-то таких результатов побольше - вплоть до введения требований к характеру в стандарт породы. Но - чистая кинологическая эмпирика.
По-моему - очень интересная проблема. И результатов в этой области мало. Потому что все это - на грани между психологией и физиологией...

Я завидую людям, которые предугадывают желания и потребности других, и переживаю, что сама не очень догадлива. Развитию это не очень поддается, к сожалению.

Да почему же? Только развивать надо не догадливость, а наблюдательность. Калибровку да- нет сигналов и многое другое. Главное понимать, для чего?

Знаю, что в нашей семье на каком-то этапе "чтение мыслей" было "стратегией выживания", но сейчас это неактуально и деструктивно.
Иногда мама начинает рассказывать за других, что они чувствуют. Сейчас у меня задача - корректно, но твердо ее останавливать. Или просто делать все по-своему без объяснений.
С этим еще связано построение своих собственных отношений со всеми участниками, за которых кто-то особо рьяный уже "расписался".

У нас дома догадываться что мама имеет в виду и о том, что нужно было сделать - это было обязательно. Говорить детям о домашних обязанностях она считала излишним, типа их и так видно. А раз дети не видят, что пора протирать пыль, значит они просто лентяи.
Апофеозом этого всего была ситуация, когда я находилась в одной комнате, а мама в другой. Она потом на меня обиделась за то, что вот я сижу себе, занимаюсь своими делами и не могу предугадать, что маме понадобилась моя помощь.
Попросить о помощи она почему-то не может, считает что все должны сами предлагать помочь.

Завтра напишу на эту тему. Похоже ваша мама застряла в этой зоне развития в возрасте дошкольника с соответствующем этому возрасту эгоцентризмом.

Ну да, при всем моем уважении к маме, примерно такая ситуация.
Если человек запнулся о скамейку, упал и обвиняет в своем падении бедную лавочку, то это многое о нем говорит.

Кажется, у нас с вами одна мама :)))

Edited at 2015-03-04 09:41 pm (UTC)

Знаю за собой очень сильную склонность судить по себе.

Да сама грешна! Спасает только то, что есть привычка себя в таких случаях одергивать.

Да? Уф, буду знать, что это не безнадежно, хоть привычку можно выработать - и то хорошо )

В детстве часто сталкивалась с тем, что не понимаю намеков или юмора - просто не вижу, когда люди шутят, а когда всерьез. Сейчас тоже такое иногда бывает.
Чтением мыслей занималась на прошлой работе и очень этим гордилась - с полуслова угадывать, чего хочет начальство или заказчик - очень полезный навык для дизайнера :)
Но зато часто сталкиваюсь с обидным обратным эффектом - когда мне самой что-то кажется очевидным, а люди заявляют, что раз я это вербально не обозначила, то они имеют полное право не догадаться и виновата в этом я (последний пример - человек поделился в открытом чате информацией, которая распространялась только среди закрытой группы, в которой он состоял. На мое "спасибо, что со всеми поделился, информация вообще-то закрытая" страшно обиделся и оскорбился).

Мама очень любила сказать "ты должна сама понимать". Долгое время я пыталась научиться этому самому чтению мыслей. Попутно придумывала оправдания всем тем, кто делал мне гадости. Они же на самом деле хорошие, это просто я не угадала, не предусмотрела, не поняла. А потом до меня дошло, что путь этот - тупиковый и слишком энергозатратный для меня. Так что теперь - пожалуйста, прямые просьбы, уточняющие вопросы и никаких "ну он же на самом деле хороший, простоя его не поняла". И не считаю себя обязанной читать чужие мысли. Ни на работе, ни дома.
Более того, я сторонник уточняющих вопросов. Ибо нередко случалось, что мы с собеседником под одним и тем же словом подразумевали разные вещи. И наоборот. Помогает не вляпываться в разборки без нужды.

Уточняющие вопросы- это вообще важный навык!

моя мама постоянно рассказывает что-то мне или сестре, потом путает кому она что рассказывала. и потом общается исходя из того, что я уже знаю какую-то информацию. которую на самом деле она мне не рассказывала. ну а спросить "я тебе говорила что..." - это не в обычае.
поэтому я постоянно должна тренировать навыки телепата и догадываться- что там у нее происходит. и страшно обижается, что я чего-то не знаю, потому что "я ж тебе уже говорила!" а говорила на самом деле не мне...

Тут любое общение с мамой надо начинать с того, что называется предутилизацией.
Типа- мама, сразу хочу тебе напомнить, что я- не моя сестра и мыслями мы не обмениваемся. Потому вспомни, пожалуйста, что и кому говорила. Чтоб потом не обижаться.

ну примерно так я последнее время и делаю))

Боюсь, что если я начну сейчас вспоминать воспоминания, с этим связанные, то это будет очень долгое излияние. Как-нибудь в более спокойной обстановки. Но таки да, таки отозвалось.

Понять пытаюсь. Но и сказать "я тебя не понимаю" могу легко. Иногда специально игнорирую намеки. Или переспрашиваю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account