Previous Entry Share Next Entry
Так не докладывают ли тиграм мяса?
gelena_s
Я властью, взятую мною лично, перекладываю всю тяжелую и полезную работу на своих ассистенток. Вот и Катерина выполнила свою часть, написала очень полезный текст. В общем, рекомендую.

====================================
Оригинал взят у pumchik в Так не докладывают ли тиграм мяса...?

Отшумело первое сентября, начался учебный год, а это значит, что сейчас самое время поговорить о содержании образовательных программ и нагрузке. И если со школами, увы, в основном все ясно, отгружают там по полной, по сей день помню, как в бездетном прошлом пересылала своему папе – выпускнику мехмата ЛГУ, задания подружкиного племянника за… 3 класс. Парню «не повезло» родиться в семье гуманитариев. А с невыполненной домашкой как-то не комильфо на урок приходить. Чем чреваты такие задания, я обязательно расскажу в одном из следующих постов. Сейчас о другом.
Читатели 30+ наверняка помнят монолог Хазанова с фразой «в зоопарке тигру не докладывают мяса». Что-то аналогичное я нередко слышу от друзей, клиентов, об этом написано немало постов в «мамских» сообществах, когда речь заходит о детских садах. Особенно сильно о платных садах, где "уплОчено". «Прогулка, игра, занятия – 15 минут, игра, прием пищи, сон, игра…. Занятия 15 мин…Так за что, простите, я плачу 40-50, (а кто-то и больше) тысяч за этот элитный частный мегасад»!?!,  - возмущается мама ребенка, читающая расписание младшей или ясельной группы, - «за 30 минут развития и учебы в день?!». «Это мода сейчас такая у психологов, не перегружать, вот и имеем инфантилов», - вторит ей завсегдатая «детской» группы в соцсетях, - «детей загружать надо, пока мозги свежие, а не в бирюльки играть. И на глупости тянуть не будет. Да и вообще, вся эта ваша психология – одна большая говорильня».

Отбросив «говорительную» часть психологии, повестующую о том, что ведущей деятельностью дошкольника, то есть деятельностью, выполнение которой определяет формирование основных психологических  новообразований, необходимых для дальнейшего развития личности, является игра, и именно она, игра, готовит дошкольника к иным «взрослым» видам деятельности, является своеобразным фундаментом для учебной и трудовой деятельности,  обратимся к физиологии. К самой настоящей научной науке. А именно к нейрофизиологии развития головного мозга.




Мозг человека состоит из трех блоков.

Первый блок можно охарактеризовать как энергетический. Основной задачей блока является поддержание тонуса коры головного мозга, режима сон-бодрствование. То есть по сути - физиологическое функционирование организма. Ребенок рождается с практически «готовым» первым блоком мозга (75%). Остальная же его часть заканчивает свое формирование к 2-3 годам. Первый блок мозга, в состав которого входят такие структуры как ретикулярная формация ствола головного мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей, является своего рода проводником иннервации от мозга к телу, осуществляет гормональный «контроль» организма, управляет такими жизненно важными функциями как, например, дыхание, отвечает за наше эмоциональное состояние и иммунную систему. О нарушениях в работе первого блока мозга могут свидетельствовать такие признаки, как быстрая утомляемость, чрезмерная подверженность заболеваниям, эмоциональная неуравновешенность, дисграфия, неуклюжесть. Его можно назвать "Я хочу".

Второй блок мозга отвечает за получение, хранение и переработку получаемой извне информации и формируется в возрасте от 3 до 7 лет. Основная его задача – обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Он включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кинестетической. Второй блок мозга является ведущим до 7 лет, отвечает за ориентацию во времени и пространстве, контролирует речь, создает базу для развития интеллекта. Если рассмотреть функции второго блока мозга на примере формирования навыка письма, то он будет отвечать за распознавание букв, слухоречевую память, анализ движений при письме, актуализацию зрительных образов букв и слов. Этот блок можно назвать блоком «Я могу». Признаками нарушения работы данного блока может быть недостаточная координация действий в пространстве, двигательная неловкость, несформированность пространственных представлений.

Ну и третий блок. Он играет, пожалуй, главную роль в самоорганизации учебного процесса. Такой вот блок «Я должен». Третий блок мозга отвечает за программирование, целеполагание, регуляцию и контроль собственной деятельности, период его формирования от 7 до 12-15 лет. Не случайно семилетний возраст – возраст начала обучения в школе. Данный блок мозга включает в себя отделы лобной коры, отвечающие за целесообразность поведения в целом. Возраст окончания его созревания – 20 – 22 года. К вопросу о продаже спиртного и праве голоса ;) Кроме того, третий блок мозга отвечает за формирование навыков внимания и произвольную саморегуляцию, что немаловажно для ученика, коммуникативные навыки, словесно-логическое мышление. На все том же примере формирования навыка письма, задача третьего блока заключается в серийной организации движений и программированию графических движений. То есть ребенок самостоятельно и осознанно слагает буквы в слова, пишет их.

Тревожными симптомами и поводом обратиться к детскому нейропсихологу может стать следующее: невозможность заинтересовать ребенка каким-либо занятием, повышенная отвлекаемость, бедная речь, пропуски букв, недописывание слов/недоделывание заданий.

Теперь, когда мы имеем представление о функционировании блоков мозга и задачах, которые они решают, поговорим о внимании. Точнее о его трансформации из непроизвольного в произвольное.

От рождения до конца первого года жизни (период доразвития 1-го, энергетического блока мозга) внимание ребенка – непроизвольно. К началу второго года жизни начинается постепенный переход к произвольности. Что это значит? После того, как мама несколько раз словесно обозначит предмет, ребенок, при последующем его упоминании, будет направлять на него свой взгляд. Где у нас папа? И ребенок посмотрит на папу. Произвольность внимания продолжает свое развитие приблизительно до 5-6 лет. А уже в 5-6 у ребенка формируются элементарные формы произвольного внимания. Почему элементарные? Потому что пока произвольность доступна только при взаимодействии со взрослым, при его инструкции. «Давай выполним это задание?», - говорит мама. А вот с 7-8 лет ребенок уже способен к волевому произвольному вниманию. Помните про третий блок мозга и его метафору «я должен»?

То есть, как ни крути, но не зря обучение начинают с 7-ми летнего возраста. И продиктовано это, прежде всего, физиологией человека. Сначала готовится энергетическая база в виде первого блока мозга, затем подключается второй блок, «надстраиваются» умения и навыки, способность воспринимать, формируются зрительные, слуховые анализаторы, и только потом, финальным аккордом, к 6-8 годам, подключается третий блок мозга, отвечающий за произвольность, самоконтроль и удержание внимания. Согласитесь, природа очень грамотно все предусмотрела. Обладая данной информацией, вы вряд ли будете требовать «усиления режима» кормления тигров и впихивания невпихуемого от сотрудников детских садов. Задача сада, как дошкольного учреждения, дать ребенку наиграться. В самом прямом смысле. Больше того, чем качественнее ребенок наиграется, то есть реализует ведущую деятельность дошкольного периода, тем более качественный фундамент будет иметь следующая деятельность – учебная. А за ней и трудовая. То есть в дошкольном возрасте «переиграть» в бирюльки невозможно. Недоиграть – запросто. Тут как в строительстве: чем прочнее фундамент, тем прочнее дом.

Так стоит ли перекармливать тигра мясом ?

P.S: сразу оговорюсь, что если ребенок сам проявляет интерес к буквам, числам, языкам, любопытен – это прекрасно. И не стоит впадать в крайность, пряча буквари или счеты. В виде игры и буквы, и числа, и устройство солнечной системы познавать можно и нужно. Но исключительно в режиме ребенка. А не стоя с палкой над ним :)


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про личные границы

    Время осенних акций. На этот раз – у Екатерины pumchik. Опять набираем группу добровольцев. Условия простые: примерно пять…

  • Сигнальные флажки

    И продолжим про мизогинов. Тут несколько сигнальных флажков. Первый - рассказ о прошлых длительных отношениях. Если в рассказе нет ничего о…

  • Связь поколений

    Забавно, но тема бабушек многих затронула. Что и понятно: многие читатели испытывают сейчас чувства того самого предмета, который лежит между молотом…


  • 1
Мне как человеку знающему программу детсадов жалко детей, они не могут наиграться. Завтрак, занятия, прогулка, обед, сон час, занятия, полдник, чуть поиграть дадут и уже родители приходят. А потом удивляемся почему дети не могут общаться друг с другом.

Не стоит. Почитайте "Ребята и зверята" Перовской. Там тигр даже умер, хотя Вы, возможно, всё равно не поверите. :(((

А с нами только и делали, что играли в детском саду. Занимались редко и помалу.
Я всегда с тоской вспоминала, как с нами аж целый один раз за год поиграли в игру, где нужно было запомнить картинку и по памяти нарисовать.

Почему нельзя нормально в игровой форме заниматься совсем непонятно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account