Previous Entry Share Next Entry
Игры для разума
gelena_s
Так вот, американский нейропсихолог Вилейанур Рамачандран считает, что все мы имеем потенциал в развитии синестезии и даже вот такой редкой, визуально-аудиальной. Глаза видят острые или плавные линии, а слуховая часть коры воспроизводит звонкие или глухие звуки и мгновенно соединяет одно с другим.

Те, у кого уже есть синестезия подобного рода, понимают смысл приведенного упражнения мгновенно, а кому-то приходится сначала мучительно придумывать ассоциации.

Где это можно использовать? Например, так когда-то научили говорить моего старшего при тяжелой моторной алалии. Создавали связи "вижу слово - слышу – произношу". Побочным эффектом стала его уникально высокая скорость чтения и визуальная память. Я так часто работаю с алекситимиками, создавая новые нейронные связи, когда они тренируются переводить очень бледные тени чувств в образы и уж потом в слова. Помогает.

Ну и главная польза от синестезии в моей работе - это способ "обойти" стройную систему запретов в левом полушарии (для особо тщательных к словам - это грубое упрощение). Например, у вас есть нынешнее состояние, которое вам не нравится. Если ему дать и образ, и звучание, то вам будет намного проще поменять его, начав мысленно менять именно образ и звуки.

Ну и творчество, конечно. Тут образование новых связей или забавных синестезий может многое дать в креативности.

Кстати, можете и поразвлечься немного созданием новых синестезий. Начните с простого - с окраски цифр. Какой цвет присвоите каждой цифре?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Узнали причину смерти Наташи. Прободение язвы двенадцатиперстной. А она последнее время жаловалась на усталость и плохое самочувствие, но к врачу не…

  • (no subject)

    Вчера умерла Наташа Качалова. Умерла внезапно, видимо ночью. Ничем особо не болела. Неприятности текущего плана у нее были, пара проектов закрылась,…

  • Выходное

    Вчера сын вытащил меня на этот японский фестиваль в парке Горького. Большая часть, конечно, были зрители, но много и всевозможных косплейщиков аниме.…


  • 1
0 черный .1 серо черный. 2 кирпичный. 3 зеленый майский. 4 желтый цыплятный. 5. Красный кумачовый. 6. Синий. 7. Зеленый июльский. 8 фиолетовый. 9 _ коричневый.

Представила свой адрес - странно как то

1 - черный
2 - темно-синий
3 - оранжевый
4 - зеленый
5 - красный
6 - коричневый
7 - голубой
8 - фиолетовый
9 - желтый

4 - коричневый, между кофе и шоколадом
0 - ослепительно белый, как чистый снег зимой на солнце
1 - сталь, металл, не серебро и не аллюминий

1 - красная 2- сер-желтая 3 - оранжевая 4- коричнево-зеленая, 5- зеленая 6 -синяя 7- синяя с уходом в фиолетовый 8 - бордовая 9 - черная 0 - белый с черным контуром.

У меня с детства каждая цифра и многие буквы имеют асоциацию со цветом и определенным характером человека.

А у меня числа делятся с детства на "мальчиков" и "девочек" (от четности не зависит). И цвета делятся в голове по половому признаку.


0 - белый, 1 - бордово-красный, 2 - тёмно-серовато-болотный, 3 - весенний зелёный, 4 - оранжевый, 5 - синий, иногда красный, 6 - тёплый коричневый, 7 - серовато-синий, 8 - тёмно-изумрудно-зелёный, 9 - малиновый.

У нас в институте на живописи было похожее задание про буквы, только там препод ругался и снижал оценку, если "неправильно" окрасили и фактуру подобрали. То есть у него было некоторое своё представление, которое надо было ещё угадать.

Настя С

(Anonymous)
4 - синий,
7 - серо-голубой,
4 ещё и жёлтый почему-то,
3 - землянично-красный,
2 - белый,
1 - пшеничный,
0 - кремовый,
5 - алый (но это наверное из школы),
6 - светло-коричневый,
8 - фиолетовый,
9 тёмно-зелёный.

Цифры кончились, а цветов ещё много осталось.

0 - глухой чёрный, типографская краска, 1 -белый, 2 - кремовый, 3 - нежно-жёлтый, 4 - приглушенный оранжевый, 5 - коралловый, 6 - пыльный серый, 7 - лиловый, 8 - фиолетовый в жёлтую крапушку, 9 - тёмно-коричневый, со стальным отблеском

0- прозрачный.

1- синий

2 светло-зеленый

3- темно-красный

4 голубой

5 ярко красный

6 оранжевый охристый

7 голубой бирюзовый

8 фиолетовый чернильный

9 желтый теплого оттенка.


1- красный
2 - оливковый
3 - оранжевый
4 - индиго
5 - кармезин
6 - яблочно-зеленый
7 - яично-желтый
8 - бирюзовый
9 - виридоновый
0 - желтый-лимонный


1. Черный
2. Светло - зелёный, салатный
3. Оранжевый
Четверка белая, но очерчена тонким черным контуром
5 сочно-синий, как небо поздним вечером
6 сиреневый
7 вишневый
8 тёмно-зелёный
9 серый
0 пепельный, светлее и тусклее, чем 9 :)

1-черный
2-желтый
3-оранжевый
4-эеленый травяной
5-красный (лепесток тюльпана)
6-розовый холодный
7-голубой ( яркий , почти светящийся)
8-фиолетовый
9-цвет морской волны
0-белый

Edited at 2017-04-21 12:40 pm (UTC)

Если можно, оффтоп: может ли игра скомпенсировать последствия ДЦП? В лихие 90-е, когда от некоторых задумок д'Артаньяны стали бы нервно курить по сортирам, придумала игру в дракона, размахивающего крыльями на поляне. Правая рука поднимлась и работала нормально с рождения, а левая, как - бы зеркально стала подниматься. Медицинских знаний изначально - журнал "Здоровье" плюс книга "Детские болезни", изданная енщё до 1939-го года.

Да, такие вещи отлично работают! Кстати, похожий способ есть в одной серии " Докрора Хауса".

По нашему это "семантика" забава дьявола, а не синестезия, когда ты берешь какие попало слова, и сочетая их, создаешь образы. Например "мокрая сухость" - это что? Догадалась? А теперь объясни, что такое "сухая мокрость". Интеграция несоединимых понятий и создает нейронные связи. У тебя в мозгу чего-то щелкать начинает. Не все могут. Большинство людей - это конченные идиоты, которым дорога на кладбище заказана. Глоток воды, как кусок кирпича, застрял в горле, причиняя неимоверные страдания. И так далее. А эти серые картинки курицы лапой, только бесов в аду могут вдохновить, хотя вряд ли. Не такие уж они дебилы. Скорее американских синестезиологов, Маслоу, тру колорс и подобную чушь.

Edited at 2017-04-21 12:20 pm (UTC)

0 - туманно-льдистый
1 - черный
2 - желтый, светлого цыплячьего оттенка.
3 - ярко-зеленый
4 - фиолетовый
5 - алый
6 - горчичный
7 - синий с искорками
8 - оранжевый
9 - коричневый

Ну о цифрах я давно думала))

1 белый
2 розово-красный
3 песочно-желтый
4 темно-зеленый
5 красный
6 желто-охристый
7 синий
8 нэви
9 коричневый
0. Прозрачный

У меня в детстве из-за этого были вечные проблемы с математикой: я решала примеры моментально, но объяснить ход решения не могла и в итоге получала тройку. А как его объяснишь, если этот ход решения выглядит как "четыре зелёная, а восемь прыгает, поэтому икс будет равен двум".

Блин. Ну не синестезия же это! И именно по Рамачандрану - не синестезия!
Действительно, по-видимому, у подавляющего большинства особей Хомо сапиенс (но не у 100% популяции) наблюдаются некоторые предпосылки синестетического восприятия. Которые именно и вскрываются тестом "буба-кики". Но этот тест указывает всего навсего, на то что между визуальным образом и присвоенным ему заведомо бессмысленным именем существуют какие-то смысловые связи. Т.е. следуя известнейшему (благодаря "Диалогам" Платона) тезису Сократа, каждое имя даётся не просто так, а отражает некоторые определяющие признаки (атрибуты) предмета; любая фонема имеет некоторый смысл независимо от опыта и личности объекта исследований.
Но при этом то, что обычно именуется синестезией (в т.ч. Рамачандраном), встречается достаточно редко. Насколько я помню, при обследовании студентов колледжа Рамачандран выявил лишь единичные случаи истинной синестезии. И нигде никогда не проводилось исследований, показывающих значительную склонность синестетов к членству в психологических и психотерапевтических группах. Т.е. такого, чтобы почти вся терапевтическая или тренировочная группа по предложению психолога разом продемонстрировала достаточно редкое явление - этого быть не может. Теорвер не позволит.
Что может быть на самом деле - так это инициированный ситуацией исследования и ловкой подтасовкой теста БК случай ложной синестезии. Которая, опять-таки по Рамачандрану, заключается в том, что обследуемый ДУМАЕТ, что ощущает цвет при звуковой, визуальной или иной стимуляции. Но вызвано это отнюдь не синестетическими явлениями, а банальными плохо осознаваемыми ассоциациями.
Дело в том, что синестезия НИКОГДА не бывает произвольной. Невозможно по команде испытать синестетические ощущения, можно только их себе придумать.

Проверить это можно очень легко. По крайней мере, случаи визуально стимулированной синестезии (когда визуальный образ "окрашивается" в разные цвета в зависимости от формы). Есть стандартный тест - матрица, заполненная некоторыми однозначными цифрами, одними и теми же, среди которых "спрятана" группа других, визуально схожих. Вся матрица монохромна (чёрное на белом). У истинного синестета-визуала "инородная" группа будет резко отличаться цветом на фоне "окрашенной" матрицы, поэтому о наличии у него синестезии моэжно судить даже по скорости нахождения этой группы в матрице.
Попробуйте проверить себя и не поддавайтесь на шарлатанские выдумки. Вас обманывают, уж не знаю, зачем. К синестезии то, чем вы тут занимаетесь, отношения не имеет.

Речь в посте идет об разработке своих способностей , используя механизм синестезии.

(терпеливо) Но это НЕ синестезия. Я Вам больше скажу, в тесте "буба-кики" тоже нельзя исключать ассоциативное мышление. Там спасает только то, что в исходном (филиппинском) варианте слова, именующие объекты, отчётливо "бессмысленны" для носителя языка, не ассоциируются ни с каким смысловым рядом. Но в "европейском" варианте, который использовал Рамачандран, мало того, что используемые лексемы вполне себе воспринимаются как обычные имена, т.е. по умолчанию имеют смысл - он ещё и предлагал определить, кто из объектов "мальчик", а кто "девочка"! Т.е. запускался процесс ассоциативного мышления, возникали полуосознанные и осознанные связи. Это вообще никаким боком не синестезия - синестезия не поддаётся контролю и управлению, кроме того, в процессе синестезии мышление исключается - это именно совершенно непроизвольная, бездумная реакция на стимул. Это Рамачандраном было прописано предельно чётко и недвусмысленно (собсна, я после этого и задумалась о природе своей "синестезии" и о том, является ли она таковой).
В Вашем случае у некоторых участников были совершенно очевидные ассоциативные цепочки - от "девочки", скажем, к "запаху шоколада". В этих случаях можно с уверенностью сказать, что этот запах они воображали, но не ощущали, т.е. синестетических ощущений не было вообще.
В других вариантах я также не могу поручиться, что "фиолетовый цвет" и "запах нашатыря" это не воображаемые ощущения, а то, что действительно ощущалось участниками опыта. При этом они явно не осведомлены о таких загвоздках и проверить себя не в состоянии.
В ассоциативном мышлении нет ничего плохого, но я не понимаю, зачем Вы к этому приплели синестезию? Вот и в случае Вашего брата синестезии нет и в помине. Синестезия не влечёт улучшения памяти! Ему просто "поставили" ассоциативные ряды, подобные тому, что делались знаменитым Шерешевским (эти ряды не обязательно должны быть предметными).
Почему я всё это знаю - я примерно так же, как Ваш брат в Вашем описании, научилась читать. Меня не учили сознательно, просто читали иногда подписи под картинками, после чего внезапно обнаружили, что я свободно читаю про себя или вслух, причём любые слова, любой сложности, и не по слогам (этому меня потом долго и безуспешно пытались учить в школе). При этом стимулирует меня не вид слова (знака), я их "не вижу", и не слуховое восприятие (я вообще не воспринимаю текст на слух, да и обычную речь плохо понимаю - когда со мной говорят или я сама говорю, я должна мысленно разворачивать "экран", на котором произносимое должно ЗАПИСЫВАТЬСЯ; звучание моего голоса меня неизменно безмерно удивляет). Стимулирует именно ускользающий от контроля процесс считывания знаков - "голос в голове".Вот он порождает цветовые динамические эффекты и "музыку", и предполагать синестезию я могу только на том основании, что эти эффекты действительно непроизвольны и постоянны (т.е. А я всегда "вижу" красной(алой), а К - васильковой). Это слабый аргумент.
Что характерно - у меня до зрелого возраста ТОЖЕ была ненормально высокая скорость чтения (сейчас пониже, но тоже высокая), практически фотографическая память (очень "села" после депрессии), но при этом - гиперлексия. Читать-то я читаю, но прочитанное понимаю с большими усилиями.

У меня нет брата.

А, точно. "Старший" у Вас, по-видимому, сын или ребёнок любого пола. Не заметила сразу ("пословно" я могу читать только с усилиями, обычно при втором-третьем проходе).
Но это не существенно в данном случае. У вас был случай алалии вследствие врождённой энцефалопатии, так? Аноксия при родах или в течение беременности, нарушение кровоснабжения ГМ плода?
Что существенно - синестезия действительно существует, но то, что Вы делаете, чему учите - это всё к ней никакого отношения не имеет. И "механизм синестезии" не использует. Это обычные ассоциации - развивает воображение, может послужить инициатором интереса к собственной психике, своим мотивам и потенциалам, но это НЕ синестезия. Синестезию развить нельзя. И приобрести нельзя. И использовать нельзя, потому что в момент осознания она перестаёт быть таковой - создаётся произвольная ассоциативная цепочка.

Мы с вами очень по разному воспринимаем информацию.

Тут не в восприятии дело, а в понимании проблемы. Вы почему-то смешиваете синестезию (как явление непроизвольного нейрологического "короткого замыкания" ощущений) с ассоциативным мышлением (произвольным, намеренным "сведением" двух и более образов, сколь угодно "компактных"). Ну как если бы Вы путали непроизвольную эхолалию и намеренное повторение фраз собеседника (есть такой метод защиты и дистанцирования).

Это в разных школах объясняется по разному. Мы учили, что фобиями считаются те случаи, когда был реальный травмирующий эпизод, а остальное страхи. А есть классификации, где фобиями все подряд называется.
Да, вы говорите практически об органике. Я говорю о механизме. Хотите то вы чего?

Хочу понять, зачем Вы ЭТО называете синестезией. Тогда как там даже пресловутый "механизм" совершенно другой.
Говорю же - у Рамачандрана предельно чётко прописано: синестезия наблюдается только в том случае, когда стимул вызывает нестандартные ОЩУЩЕНИЯ. Ситуация, когда обследуемый ДУМАЕТ, что он что-то ощущает, но самого ощущения нет, им описана как ложная синестезия. Поймите, это очень серьёзная проблема, предполагающая - в т.ч. - аппаратный контроль. А не так, как у Вас - "давайте представим, что эта крокозябра пахнет! Чем она пахнет?".
Воображение это, возможно, и стимулирует, хотя я совершенно не понимаю, зачем это нужно. Но синестезия - это вообще не к практической психологии, это явление, теснейшим образом связанное с проблемой qualia, философией сознания и т.д. Это к поискам истины, а никак не к обучению - ну скажем - управлению гневом (гнев "окрашивает" внутреннее пространство в черновато-багряные тона, следовательно, если заставить этот цвет смениться цветом травы, символизирующим покой и апатию, гнев исчезнет ... и т.д.).

UPD: возможно, Вам не следовало прибегать к тесту "буба-кики", да ещё трансформировав его так, как Вы это сделали. Честно говоря, я и тестирование Кёлера считаю "недостаточно чистым" - не зная ни каталонского, ни, тем более, языка гуанчей, я не могу проследить возможные семантические связи "такете" и "балуба" с бытовыми наименованиями предметов или явлений; кто их там знает, с чем могли проассоциировать обследуемые тенерифцы округлую или остроугольную форму. Лично я вполне могла бы назвать "такете" округлую - к ней графитово-бежевый (сепия?) оттенок "идёт" больше (тогда как остроугольная может быть и цвета молочного шоколада с лимонным).
Может быть, имело смысл использовать другие фигуры и другие имена, определённо не имеющие семантических связей с русскими именами вещей. И, по возможности, исключающими шумные взрывные согласные вроде Б, Д, П, К и Т. Чтобы не было соблазна ассоциировать округлости с округлением губ при произношении.


Edited at 2017-04-22 07:24 pm (UTC)

0 белый
1 чёрный
2 желтый
3 красный
4 зелёный
5 красный+желтый
6 охра
7 темно-синий
8 желтый+голубой
9 фиолетовый

0 - зелёный
1 -синий
2 - желтый
3 - оранжево-коричневый
4- красновато-коричневый
5 - малиновый
6 - светло-голубой
7 - лазурный (если так цвет яркого летнего неба называется)
8 темно-синий
9 - красновато-коричневый, как и 4.

  • 1
?

Log in