Previous Entry Share Next Entry
Хорошие дети в телевизоре поют *
gelena_s
Вот, кстати, и ее статья
Оригинал взят у pumchik в Хорошие дети в телевизоре поют *
========================================
*моя бабушка
Писала статью для сайта Play-Plan, продублирую и здесь.

Желание написать подобный текст рождалось всякий раз, когда в глаза бросались, без преувеличения, тысячи лайков и восторженные, а иногда завистливые, комментарии мам под постами о детях-вундеркиндах. И если восхищение объяснить и понять можно, то зависть меня всегда ужасала. Особенности личности родителей, завидующих чудо-Джону, умеющему в три года говорить на 28 языках, или мега-Маше, осилившей сибимоль-мажорную фугу Баха в шесть, - тема отдельной статьи. Сейчас поговорим о детях. Изнутри. Вне рамок красивых картинок, восторженных комментариев и прочей мишуры. Как живется такому чудо-мегаребенку? Что происходит с его детством. С удовлетворением ключевых возрастных потребностей?

Посмотрим, что происходит с одаренным ребенком поэтапно. Вот мама и папа заметили, а может, подсказал педагог, что у ребенка есть недюжинные способности. И надо их развивать. Что большинство родителей и начинают делать. Сразу оговорюсь, что речь сейчас не идет о спортивных тренировках в профессиональном режиме, поступлении в консерваторию или еще куда, где ребенок будет находится в кругу ровесников. Таких же спортсменов или музыкантов, пашущих больше, чем другие дети, но все же – ровесников. Мы говорим прямо вот о вундеркиндах. В психологии это называется «исключительная одаренность». Когда школа/спецшкола/профессиональное училище в 4 года и ВУЗ в 15 – сюда же. Многие говорят – да ну, не страшно! Подумаешь, 3-4 года. Делов-то. Но. Это в 25-28 лет – не страшно. А вот 12 – 16 – это уже колоссальная разница, пропасть.

Давайте по-порядку. Одной из основных ключевых потребностей человека является потребность в общении, в социальном контакте, в принятии референтной социальной группой. Ну то есть, если ты – рыбак, тебе надо быть приятным именно рыбаками, а никак не кондитерами, хоть в десны они тебя зацелуй. Такой потребности нет только в одном случае – в случае наличия диагноза шизофрения. Собственно, нарушение потребности в общении - один из ключевых дефектов заболевания. При некоторых формах аутизма нарушение потребности в общении также случается. Ну и, собственно, все. Остальным индивидуумам общаться с себе подобными жизненно необходимо.

А что происходит с реализацией данной потребности у одаренного ребенка, который в умственном развитии превосходит своих сверстников, следовательно, попадает в среду (школу/иное образовательное учреждение) более старших. На первый взгляд все логично. Интеллектуальный уровень детей идентичен и, безусловно, они найдут общий язык. Так рассуждают взрослые. И это отчасти справедливо. Для взрослых, где люди как раз-таки тянутся к равным по интеллектуальному уровню. У детей все иначе. Уровень эмоционального развития в в 24 и 28 лет – примерно одинаковый. В 12 и в 16 – разница чудовищная. Что имеем? А имеем название известного кинофильма: «Свой среди чужих, чужой среди своих». То есть с теми, с кем ребенок мог бы установить эмоциональный контакт, ему попросту неинтересно. С теми же, с кем ему интересно в интеллектуальном плане – нет эмоционального контакта, общности интересов. В 16, например, уже вовсю страсти и влюбленности, а в 12 еще детство дымит в известном месте, и вовсе непонятны страдания одноклассницы по мальчику из соседнего двора. Итог довольно плачевен. Проблемы в общении, отсутствие друзей и, как следствие, отсутствие в достаточной степени сформированных и эффективных навыков социального поведения. Это может выражаться и в чрезмерной конфликтности, ранимости. А может обернуться отчужденностью, уходом в себя, в свой домик-ракушку. А в подростковом возрасте прибавьте гормональный взрыв, кризис, бурю эмоций. И тотальное одиночество.

Увы, мало кому удается справится с этим самостоятельно. Вспомним Нику Турбину и Сережу Парамонова – талантливых детей с трагической судьбой. Ника покончила жизнь самоубийством, Сережа спился. И это, увы, не единичные случаи. Это – печальная закономерность. Не справляется психика, не железная она.

И чтобы не заканчивать на грустной ноте – рекомендация родителям. Пробуйте отрефлексировать корни зависти, разочарования по поводу того, что ваш ребенок – не такой. Что за этим стоит? Какие убеждения, телесные ощущения? Очень часто ответы можно найти самостоятельно.

И всегда помните, что ваш ребенок – самый лучший. Он любит и верит вам безусловно. Вы для него – целый мир. И черт с ними, с талантами и славой. Просто обнимите своего маленького сорванца. Просто так.

Recent Posts from This Journal

  • Седло и телевизор

    Если говорить о мечтах политиков, то среди прочего там и примерно такая, как у героя анекдота про цыгана: лошадь не кормить, а она должна работать,…

  • Цена вопроса

    Милые открытия у клиентов иной раз случаются во время работы. Тут у Александры barabusik одна клиентка вдруг осознала свою принадлежность…

  • Рука помощи

    И субботы ради. Недавно клиентка с удивлением рассказала, как ей помогла простая ритуальная техника «рука помощи». Делается просто:…


  • 1
Да! и я бы изнутри еще несколько вещей добавила.

Во-первых, как бы одаренный ребенок ни трудился, у него, как и у всех, есть свой потолок. И если он в 6 виртуозно играет Баха, это совсем не значит, что в 26 он будет величайшим музыкантом всех времен и народов. Вполне может быть, что в 26 он будет играть его только чуть-чуть лучше, чем в 6 - достаточно, чтобы быть хорошим музыкантом, но никак не гениально. Именно это произошло, скажем, с упомянутой Никой Турбиной: ее стихи, фантастические для 10-летней девочки, в 20 уже никого не удивляли, хотя оставались на хорошем уровне: она была просто еще одна более-менее талантливая поэтесса из многих. Это сложно, когда ты привык быть первым и единственным и подходить к себе с особой меркой (причем не по раздутому самомнению, а по вполне объективным критериям), а потом тебе приходится переболеть и подходить к себе уже с обычными ожиданиями.

Во-вторых, и общество выстраивает касательно тебя неадекватную систему ожиданий. Ты можешь потратить, скажем, неделю, чтобы выучить какой-то огромный объем материала (который ребенок с обычными способностями за неделю не выучит, но тебе тоже пришлось очень и очень напрячься), а учитель, едва послушав, скажет "да, повезло, память феноменальная". Золотая медаль в школе, победа в городском конкурсе, публикации рассказов и стихов в 6 лет - само собой разумеется, а вот если у тебя вдруг какие-то сложности - это, конечно же, лень, а не тот факт, что даже одаренный ребенок может "спотыкаться" на простых вещах.

В-третьих, ты не имеешь привычки к высиживанию знаний и навыков упорством и трудом. Но они прыгают в голову сами только до определенного возраста и уровня мастерства, дальше надо приучать себя к систематической работе. И это гораздо труднее в 15, чем в 7.

В-четвертых, ты привыкаешь к определенному образу жизни, который не всегда вписывается потом в образ жизни других людей. Музыкальные дети, дающие концерты с двух лет, в конце концов должны тоже переходить в режим "как все", и это травмирует.

Ну и в-пятых, до самой старости ты остаешься с ощущением, что что-то потерял. Даже если вроде уровень притязаний уже в норме, белое пальто давно на вешалке, ты не ждешь от себя, что сходу напишешь роман на нобелевскую премию или сделаешь в науке открытие, которое потрясет мир, тоска по этому времени, когда ты блистал, остается...

А я бы добавила - талант и интерес - величина может быть непостоянная. Не льщу себя мыслью что хоть когда ни будь была гением, но вот были задатки к живописи (когда у тебя мама и папа художники - это не очень сложный фокус). Рисовала запоем. А в 14 лет проснулась и поняла - никогда больше не возьму карандаша в руки! Слава богу, родители не были "разочарованы" и приняли спокойно. Взрослой я спросила мать - а почему не надавили? Можно было - застопорилась я на чистой ремеслухе (ну там кубы, головы вот это всё). Мама сказала:
- Талант и склонность - не повод силком тянуть в профессию.
Стишки я тоже пописывала, но отношу это к гормональной перестройке - прошли вместе с прыщами:)

Убеждена, что все конкурсы и состязания для детей не есть хорошо. В подростковом возрасте ходила в театральный кружок, где дети активно работали на центральном тв и радио, зарабатывая вполне приличные деньги. Так психика там съезжала только так, прижигали сами себя сигаретами за то, что не прошли кастинг, например. "Выживали" психически те, кому было плевать, а это дети с успешными родителями, которым было в свою очередь плевать добьются их дети успеха в этом кружке или нет, получат ли роль/работу, родители эти знали, что и так у детей всё будет по высшему разряду. Но были и другие родители, для которых успех деток был важен. Были те, кто не работал, а кормился с заработка детки. И это было страшно и совершенно разрушительно для психики ребёнка. Поэтому я категорически против всякого шоу Голос с детьми, и других шоу, где "меряются" детьми, чей круче.
Одарены все дети, если с ними правильно заниматься, но вот весь этот успех, востребованность, персональные выставки в 6 лет - это то, что нужно ррдмтелям для "почесывания" чсв, и это опасно.

Edited at 2017-03-21 12:38 pm (UTC)

Оо, вот про кормившихся с заработков детки надо будет отдельно писать! Вот уж ломка психики, мало не покажется!

Гелена, а вот смотрите. Я давно заметила тенденцию среди знакомых и друзей в Англии, США, в ЮВА - отдавать детей в моедльный бизнес именно по причине хороших гонораров. Начали коренные жители, потом русские подхватили. Причем это люди успешные, то есть без деточкиного гонорара они бы на рис не перешли и в рванину бы не одевались.
И тут мне видится разделение: одно дело, когда трутень-родитель кормится за счет ребенка, и тут - да, усыновление родителя и полный салам-алейкум.
А второе - вклад в семейный бюджет, семейное дело, то, о чем Вы в свое время писали. У меня, кстати, Джабр на корабле зазывалой подрабатывал. Я заметила, что он выучил приветствие и предложила за 100 бат (200 рублей) стоять рядом со взрослым пиратом и встречать гостей. Раз ты хочешь экстра подарки, игрушки - вот тебе шанс. Ему понравилось. Понятно, что деньги я ему давала, а хозяева корабля - мои друзья, но сам факт. Хочешь экстра - вот тебе удочка. Лови.

Тут вот главное- люди успешные. Я считаю если у ребенка будет опыт заработка в детстве, так это отлично. Но тут ведь сверхожиданий нет. Внушения, что ты должен, тоже.

а мне интересно, что делать, если ребенку действительно неинтересно со сверстниками? что если он действительно умнее, более развит?

я по себе помню, с одноклассниками мне было скучно, я была более начитана, у меня были другие интересы, старшеклассники понятное дело со мной не общались. Мне кажется, что я не смогла научится нарабатывать социальные контакты и вообще тяжело схожусь с людьми, высокомерие и ощущение, что я одна тут дартаньян :) а все вокруг идиоты. Со мной все понятно, но хотелось бы знать, что делать, если ситуация повторится с моим ребенком, например.

А искать группу таких же сверстников? Кружок по интересам, клуб, хорошая школа?

И потом... вот у меня раньше тоже такое было, а к старшему (и, надеюсь, более мудрому) возрасту мне стало интересно со многими разными людьми. И с деревенскими жителями, и с академиками, и даже с мальчиком с синдромом Дауна. Другой вопрос, что с одними проще, с другими тяжелее найти общий язык, с одними я готова пообщаться полчаса, а с другими всю жизнь живу и не надоедает. Но когда в юности интересно только с "умными, как я" - это тоже, думаю, некоторый повод для тревоги в том плане, что под словом "неинтересно" тут, на самом деле, прячется "страшно" или "нет поведенческого инструментария, чтобы установить контакт", или "у меня высокое самомнение и я боюсь его уронить".

Edited at 2017-03-21 01:37 pm (UTC)

Искать свою стаю. Кружок живописи, клуб юного ракетостроителя, что угодно, только не замыкать социальные контакты классом, двором, своим и только своим кругом.
Я всю жизнь дышала вне вменённого мне коллектива - с подругами, в студиях. И после школы попав в среду себе подобных чувствовала себя как космонавт, наконец снявший шлем на обетованной планете, куда летел двадцать лет.
Что делает взрослый, когда с коллегами нет душевного контакта? Ходит на сальсу, айкидо, рыбалку и тренинг ведической женственности - ищет своих. Чем отличаются дети?

Хорошо, когда есть возможность куда-то пойти. Я выросла небольшой деревне, и там весь коллектив сверстников и помещался в мой класс из 12 человек. И хоть потом уже в институте я попала в среду своих, изоляция до 17 лет до сих пор мне отзывается.

Может быть, какие-то кружки/клубы по интересам с разновозрастным составом?


У нас в школе в таком формате театральный кружок был, и историко-ролевой - от 1 до 11 класса все возраста, объединенные общими интересами и делами.



Edited at 2017-03-21 05:24 pm (UTC)

" Вспомним Нику Турбину и Сережу Парамонова"

А с чего вы взяли, что они талантливые? Номенклатурные детишки, которых продвинула в авангард партия за революционные заслуги родителей в депутатском деле по блату. Ничего у них талантливого не было. Иванко талантливая.




Да ладно. Нормальная красивая девочка с неустоявшимся ещё голоском. Она очень старается, умничка, но ничего особенного. Может быть, когда-нибудь...

У тебя голосок лучше. Спой, светик, не стыдись.


Мой - не лучше. Именно поэтому не лезу к микрофону)))))

Мой знакомый рассказывал , что с ними в группе на мехмате учился гениальный ребенок, паренек лет 13-14 . Говорил, что ему искренне было жаль ребенка. Мол учиться и так тяжело , этот парень часто плакал из-за троек или неудов, тусить было не с кем, ведь группа его не приглашала никуда.
Есть книга Искусство учиться автор Джош Вайцкин. Автор с шести лет побеждал шахматные турниры. Он описывает как родители к этому относились. Судя по книге у него родители были вполне состоятельные и его победы были просто победами, а не смыслом жизни родителей или его. Какой то период учился в школе где было много знаменитых детей. Позже он бросил карьеру в шахматах и пошел в какое то восточное единоборство , где у него тоже были мировые первенства.
Хорошо , когда большой город , где можно найти круг по интересам и маленькому гению будет с кем общаться и он не будет себя чувствовать белой вороной.




Edited at 2017-03-21 03:51 pm (UTC)

Судя по всему, история где-то про меня, хотя вундеркиндом я не была. Но - со сверстниками было не то что неинтересно, они меня на смех поднимали за рассказы о существовании отрицательных чисел или там атомов (это меня мама просвещала, еще до школы). Сложности в общении есть до сих пор. Можно ли с этим что-то сделать - и что именно?

Сделать всегда можно. Но в каждом конкретном случае, что то свое. Но это уже на приеме психолога и решается. Универсального рецепта нет. Кстати, это одна из самых частых жалоб на приеме.

Тут просто не свезло с коллективом. Потому что где-то "не круто" не уметь "красиво" решать тригонометрические уравнения. Последствия такого опыта убираются терапией, да. И убираются вполне себе успешно.

Так ведь главное разочарование получается как раз от того, что ребёнок не "не такой", а ТАКОЙ, КАК ВСЕ! Вот в чём беда-позор-нескладуха-то! Тщеславные родители рассчитывают, что если в шесть лет малое Баха наяривает крохотными пальчиками, то уж в свои в тринадцать в космосе Гагарина посрамит, - а не тут-то было. Растёт вполне себе хорошее дитятко, но... обычное, вот ведь беда какая. Стыдобище: нечем на работе небрежно похвалиться. Подууууумаешь: пятёрки получает, марки собирает и здоровый цвет лица имеет. Эдак-то каждый дурак сможет. А вот подпереподвыподверта не хватает, не о чем спесиво губу выпятить. Деток именно таких родаков - реально жалко.

Да наяривают они Баха, наяривают. Посмотрите на Юутубе на этих "вундеркиндов". Там такое месиво, как будто эти таланты из соплей никогда не вылазят. Как жалок ты, живущий в укоризне. Кто сказал? Китс сказал. Я Баха в компьютер загнал, ускорил темп и все понял.




Только не смейтесь слишком громко, но как раз именно это я в мои 10 лет играла. На баяне. И к выпускному из музыкалки выше "месива" не поднялась, таланту не хватило. Папа-музыкант был сильно разочарован. Так и не сложилась династия, ага.

Слава всем святым, что я не вундеркинд! Немного недотянула, всего лишь призы на районных олимпиадах. Надо ли говорить, уже в институте стала середнячком. Тем не менее, краем зацепило, и в более мягкой форме проблемы были именно такие. А в плане общения был период лет в 13, когда я играла с девочками на пару лет младше. Потому что ровесницы уже в пиджаке при макияже ступают со спокойным достоинством, а я еще в шортах с микимаусом и рваных сандальках на дерево лезу. Чему опережение по школьной программе ну совсем не мешало :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account