Previous Entry Share Next Entry
Учат в школе…
gelena_s
Хотела еще немного написать для родителей, у которых детей в школе гоняют за плохой навык чтения вслух. Я до сих пор убеждена: хотите, чтобы ребенок не любил читать, заставляйте его побольше вслух читать в начальной школе. Отвращение к процессу будет гарантировано. Те из детей, кто сможет параллельно освоить чтение без проговаривания, как-то может и справятся, а вот послушные во многом проиграют. И читать не полюбят, и информацию будут усваивать предельно медленно, ее проговаривая, и на вопросы учителей всегда тормозить будут.

Я сторонница обучения ребенка чтению сразу словами, без проговаривания. Но увы, требования в школе такое есть. Поэтому тем, кому все же хочется, чтобы ребенок выполнял нормативы, то советую читать с ребенком детские пьесы, хоть того же Шварца, может еще что-нибудь, и сразу на два голоса. Вы за одного героя, ребенок за другого. Тогда у ребенка будет шанс научиться читать без проговаривания, глядя на текст и в то же время образуется хоть какой-то навык чтения "с выражением", который тоже может пригодиться.

Кстати, какие еще хитрости помогали вам вашим детям или вам самим таки выучиться в начальной школе и не возненавидеть сам процесс обучения?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про империализм

    То, что мы сделали в предыдущем посте, называется растяжка. Вы примерили на себя масштаб совсем минимальный, и в то же время, его можно считать…

  • Про попаданцев

    Модное нынче направление и для писателей, и для читателей. Но вот давайте его используем для себя, в качестве интересного упражнения. Вот вы попали…

  • Богатые тоже плачут

    Вот тут Катя полезное написала. Просто в точку про наше низменное, про тень. Сразу вспомнилось, как у Арнольд был описан случай из начала работы…


  • 1
Ну, норматив "вслух на скорость" в 1 классе я до сих пор забыть не могу. ))))
С учётом того, что читаю абсолютно свободно про себя с 4 лет и вслух не заставляли вообще от слова "совсем", то к 1 классу читал быстро и, судя по всему, практически "сверху вниз". При попытке прочитать вслух - через 2-3 произнесённых слова глаза уходили на пару абзацев вниз и я предсказуемо останавливался.
Норматив был завален целиком и полностью. На пересдачу через пару недель я готовился на мотивации со стороны мамы "надо сдать норму потому что надо и вот такие требования, а ты же хочешь пятёрку" и на моих выводах из маминой мотивации "вот учителя дураки, зачем-то вслух читать заставляют, это медленно и скучно". Итогом стали 98 слов в минуту - быстрее трепать языком мне было никак чисто физиологически )))). Зато в 5 классе норматив "про себя" сдавали - мне свои обычные 2 страницы в минуту 3 раза комиссии пришлось демонстрировать, не верили :)
Для чтения вслух мне, кстати, до сих надо делать вполне ощутимое сознательное усилие.
Школу ненавижу. 10 лет потерянного времени абсолютно ни о чём и вникуда. Избавиться от этой дерьмовой обязаловки в те времена было никак ввиду комплекта "совок + провинция".

Апдейтом: в моём случае проблема образовалась от того, что в началке мне было делать абсолютно нечего. По большому счёту - можно было идти сразу в 4 класс на домашнее и отдельные предметы брать по программе 5 класса. Плюс мне совершенно был не нужен коллектив (да, это патология, но но с патологией надо было разбираться, а не засовывать в класс, но разбираться было некому, т.к. в совковой провинции в 70-х специалистов по детскому аутизму не было от слова "вообще"). Но обойти в 1977 году этот момент было никак...

очень интересные истории
спасибо

80е, тоже провинция. У нас был мальчик, который за пару месяцев прошел программу первого класса, сдал экзамены с комиссией, и пошел учиться во второй. Его бывшие одноклассники приходили на него смотреть как на чудо. Еще ходили легенды о мальчике, который всю началку за полгода прошел и пошел с нового года в четвертый. Я потом встретила человека, который уже в универе с ним учился. Он там тоже был достопримечательность, студент в 14 лет, но с социализацией очень сложно было. А домашнего обучения не было, увы.

Я таких встречала после диплома. Те, кто сохранил интеллектуальное превосходство (меньшинство), при удаче устраиваются в корпорации, где их опекают всячески. Социально они проблемны... А большинство, у кого это было временное опережение развития, к 22 годам обламываются на мысли "какжетак, я же гений, почему они не восхищаются" - их догоняют и перегоняют ровесники, а социальные навыки специфические, уже конкурировать сложно... Там вообще все плохо. Поэтому благодарна родителям за рядовую школу (меня благополучно ровесники уже к универу догнали, и психика цела), и не даю родственникам и преподавателям кудахтать вокруг одаренного сына - лет через 20 выяснится, был ли повод... Так что лучше так, чем универ в 10 лет.

Да, это очень разумно. Я когда то писала про одаренных детей. И даже фильм с нами в качестве консультантов сети болтается.
Ну вот нельзя им еще больше раннюю одаренность эксплуатировать. Наоборт надо больше эмоциональный и социальный интелект развивать. Иначе потом или невроз дремучий или что похуже.

В своё время заселилась в общежитии в комнату с вундеркиндом, на четыре года моложе соседок. Это было ... что-то. С социальным интеллектом что-то странное. Если ещё учесть, что внешне девушка выглядела старше своего возраста, где-то на семнадцать, а в документы мы не смотрели, то теперь остаётся только жалеть её.

Стая КРокодилов

(Anonymous)
Да даже если социальный интеллект нормальный, все равно ломка: был звездой и стал рядовым. Перестроиться сложно.

Меня научили хорошо читать про себя ещё до школы, считаю - идеальный вариант. А в школе - ну как-нибудь прочитает, лишь бы отвязались.

Мы с Зойкой читали по очереди "Волшебную калошу". Я страниц 10, она полстранички. Потом "Ходячий замок". К концу лета она уже полюбила читать, и дальше была проблема, чтоб она не делала это круглосуточно :)

Мне никакие хитрости не помогли. Процесс обучения ненавидеть не перестану никогда. Надеюсь, все мои школьные учителя уже давно горят в аду или скоро будут гореть.

Edited at 2017-01-10 10:55 am (UTC)

Я хорошо читала и вслух, и про себя, но вслух, конечно, если читать в первый раз, смысл частенько ускользает. По-моему, просто разные навыки. И чтобы успевать понимать читаемое вслух, читать надо медленно.

Ага, пока произносишь фразу, читаешь еще раз для собственно понимания :-) да, я этот этап чтения вслух проскочила: в первом классе учитаельница убедилась, что я молча прочитываю быстрее нормы (в 120 слов в минуту, кажется) и пересказываю близко к тексту, больше не приставала... Повезло мне с ней.

Научился читать лет в 5. Родители говорили, что для меня это никакой проблемы не составило. В школе, в первом классе водили ко 2 и 3 классу, чтобы я им показывал как нужно читать на скорость. Такие дела.

По-моему, чтение на скорость - это как быстро язык работает и синхронизируется работа мозга и языка. Не имеет отношения к усваиванию томов прочитанного и наслаждению чтением. Быстро и разборчиво прочитать вслух содержание на этикетке, проговорить инструкцию, прочитать срочную команду в рабочей ситуации, при принятии срочных решений также полезно как и обладать другими умениями.

Полезно среди прочих умений. Некоторые люди не способны действовать быстро.

Я научилась читать до школы, но чтение вслух никогда проблемы не составляло. А стихи я до сих пор сама себе вслух читаю, ибо так лучше мне понимается. :)

Найти хорошую учительницу. У моей дочери в классе была девочка, которая хорошо читала, понимала прочитанное и пересказывала еще до школы, но требуемую скорость чтения вслух выдать не могла в силу общей медлительности. К счастью в школе к этому не придирались.

Вслух читать легче, чем про себя. Меня наоборот гоняли, что я про себя читать не умел. Я самоучка был. Меня никто не учил. Я сам читать научился в 4 года. Но навык чтения был ужасный. Дебилам, которые только вчера букварь выучили, пятерки ставят за выражение, мне двойки. Вобщем, обиделся я на ту училку. Чтоб ей пусто было.

Хитрость только одна - у меня было 2 за технику чтения, так что над ребёнком я не измывалась, а мы просто пережили эти требования.

Читать научилась в 5 лет, в школе меня часто садили с книжкой - читать всему классу. На конкурсе чтецов еще что-то выиграла в младших классах. Так что проблем с этими требованиями никогда не было. Но, когда я читала вслух классу, я вообще ничего не помнила потом из прочитанного или помнила очень мало. Приходилось потом перечитывать, чтобы вникнуть.
L-oner

я смотрю основная масса читателей Гелены научилась читать до школы, и с этим чтением вслух "мама мыла раму " справлялись так или иначе.
интересно как там было тем кто учился читать в школе? и как такое произошло? я не знаю как в садиках раньше было, но ведь подготовка к школе же была.

я помню, мы в подготовительной группе читали в садике. но чтобы именно учили нас читать в садике - не помню. я сама дома научилась лет в 5.
а еще были курсы подготовки к школе, там, помню, мы всякие палочки писали.
правда, потом в школе все опять сначала, и палочки, и буквы, и слоговое чтение (еще помню такие прямоугольнички для обозначения слогов в книге, разделенные диагональю на треугольники-звуки, гласный звук - красный треугольник, звонкий согласный - синий и глухой зеленый, ну или как-то так, или мягкий и твердый согласные как-то различались).

Ух, будь она неладна эта фонетика! И сама не понимала и ребёнку объяснить теперь не могу, за каким чёртом оно нужно. На иностранном - да, при чтении по-английски приходится незнакомое слово читать в транскрипции, но на кой ляд мучительно мусолить на уроке пять слов, когда и без того очевидно, как они пишутся?

может, тому, кто читать не умеет, это все в помощь.
мне свое время в первом классе тоже это все было лишнее, но "раз надо, то ладно, так и быть, выучу эту ненужную байду, чтоб отцепились".

"прямоугольнички для обозначения слогов в книге, разделенные диагональю на треугольники-звуки, гласный звук - красный треугольник, звонкий согласный - синий и глухой зеленый, ну или как-то так, или мягкий и твердый согласные как-то различались"

- Да, было это, в советской школьной программе. И в "Азбуке" оранжевой с аистом и школьниками на обложке. И в синем "Букваре", наверное, тоже было. Но, всего пару страничек.

На фоне того, как я в первом классе читать училась (в школе читать научилась), я тоже воспринимала это как ненужную байду. Это воспринималось как какой-то неэффективный способ читать боком.

Все-таки оптимально передают звуки знаете какая система знаков? - Буквы. Для первоклассника, по крайней мере.

Как научилась читать сама - не помню, родители говорят, что в 3 года я читала названия на корешках книг, стоящих в шкафу. Мне папа очень много читал вслух, буквально часами, а я сидела рядом и смотрела в книжку. К школе читала уже бегло, и вслух, и "про себя", причем очень быстро, я тоже не читаю слово по буквам и не проговариваю, я на него смотрю и в мозгу сразу создается образ предмета или явления.
Когда перед переездом в другую страну стала учить язык, была просто в ужасе - я не умела учиться читать, это было самое тяжелое, тяжелее, чем учить новые слова :).
Детей читать вроде не учила, учила с ними буквы и их сочетания, а потом оставляла им книжки и занималась своими делами. Читать умеют, насчет любят ли - не знаю, наверное, нет, компьютер - наше всё :)

а вы какой иностранный язык учили?

Извините, не там ответила. Я иврит учила.

Ух ты! он очень сложный! респект )

"я на него смотрю и в мозгу сразу создается образ предмета или явления"

он так и называется - графический образ слова. у меня тоже так было и есть :)

Я уже умела читать, когда пошла в школу, и проблем не было.
А вообще, у меня была шикарная учительница, которая велела родителям отстать от меня по поводу не совсем ровных палочек и крючочков, сказав, что главное - ребёнок умный и живой.
До сих пор люблю учиться.

Не воспринимать всерьёз все придирки учителя.
Помнить, что это всего на четыре года, а в 5-м классе ребенку скажут: "Забудьте всё, что вы учили в начальной школе".

С быстрым чтением проблем у меня не было. Больше всего в начальной школе задалбывала зацикленность на форме: все эти "тыжедевочка, а у девочки должен быть красивый почерк", снижение оценки за то, что при раскрашивании квадратика на уроке русского ты, видите ли, слегка вылез за контур.
Не знаю, во всех школах так, или это мне "повезло".

С чтением вслух на скорость проблем не было, хотя именно проговаривание мне временами потом очень мешало. Потому что я либо читала вслух/проговаривая, либо вникала в суть текста.


А засада была со стихами наизусть - не запоминала никак, пока мама (у которой та же проблема) не обучила методике)) Читаешь сначала всё стихотворение. Затем отдельно по строфам: несколько раз читаешь целиком, потом закрываешь рукой правую половину и пытаешься повторить, как получилось - закрываешь левую. Только так и учила всегда, порядок строф запоминала, выстраивая логические цепочки, но всё равно иногда путалась. Очень была рада, когда все "наизусть" закончились)


Надо всем семейством читать. Тогда ребёнок выучится читать ещё до школы, первым будет тырить из ящика газету "Труд" и ныкать от взрослых книжки - шоп не упёрли читать сами.
Правда, в школе ребёнок будет читать вслух ужасно медленно, но это уже мелочи жизни :D

Да, без родительского примера всё камлание вокруг чтения - впустую.

Да ну, совершенно не обязательно.
Из личного опыта и опыта знакомых - в очень читающей семье запросто может вырасти нечитающий ребенок :(

geo_exp

Я иврит учила.

У меня бабушка была учительницей и научила меня читать в 3,5 года, еще до школы. По всем школьным техникам чтения, по букварю со слогами. Но та книга мне и самой интересна была, потому что там красивые картинки были:) К 6 годам я уже читала про себя, а в школе, во время коллективного чтения "по предложению" изнывала от скуки и, пока полкласса проговаривало по слогам свои предложения, дочитывала рассказ до конца и получала от учительницы замечание в дневник за то, что не слежу за текстом:)

Edited at 2017-01-11 01:53 pm (UTC)

Чтение на скорость, я считаю, OK как способ контроля, чтобы прикинуть, насколько быстро
читает про себя. И не на скорость для контроля правильности. Но читать постоянно вслух, если контроль в данный момент не требуется - а зачем? А разве так в школе сейчас делают? У нас не делали.

(Deleted comment)
Да, вот семейное чтение мне всегда было интересно как недоступное что-то: при чтении вслух не осмысливаю текст (разные зоны мозга?), слуховая память хреновенькая от природы.. Поэтому я читаю - не улавливаю смысла, мне читают - тоже не очень.
Это при том, что вообще читаю очень много и с двух лет.
Эх. А красивая традиция. Детям читаю...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
И я сама и мой сын читали до начальной школы. Я начала его учить где-то лет в пять. Сперва - с трудом, а затем очень хорошо пошло. Сыну хотелось читать скучнейшие для меня энциклопедии техники и оружия, я давала ему книгу и говорила - грамоте обучен? вот и читай сам! И, конечно я сама очень много читала ему вслух, просто с колыбели, и продолжаю до сих пор. Сейчас, в десять без месяца лет он отличный читатель, на НГ затребовал ридер, записался сам в школьную библиотеку, в две детских записывала его я. Ещё ему нравится ходить в книжные магазины, благо они и в самом деле очень привлекательные. В школе читает вслух, без особого выражения, но бегло и бойко, за литературу пятёрки.

Бывает хуже: на днях услышала в музыкалке: "Андрюша, ты так плохо себя ведешь! Сегодня будешь читать на две страницы больше!"
Все, гарантия отношения к чтению и учебе как к наказанию и каторге Молодец, бабушка. Бедный ребенок...

Тут немного сложнее.
Тем, кто склонен слово или фразу не дочитывать, а додумывать, и тем, у кого не сформирована "внутренняя диктовка", читать по слогам, отмечая интонацией (или вообще рисуя рукой в воздухе) знаки препинания, действительно полезно.
Ещё тем, кто стремится на одном дыхании прочесть вообще всё, захлёбываясь и задыхаясь. И тем, кто, запнувшись, не останавливается разобраться, а откатывается назад и пытается преодолеть препятствие с разгона.
Только обязательно надо объяснить, зачем это делается. И заниматься лучше по чуть-чуть, но несколько раз в день.
А что это за "навык чтения вслух" и зачем он сам по себе -- неизвестно. Похоже, кстати, что это всего лишь признак отсутствия перечисленных проблем.
Хорошо придумано -- чем послать к психологу, логопеду, к другому учителю, в конце концов -- нет, лучше объявить ребёнка лентяем, а родителей разгильдяями.

Помню, что читали вслух друг другу соседские дети - ровесники. Читали сказки и рассказы о животных. Только в таких ситуациях может быть засада в том случае, когда девочка быстрее осваивает чтение, чем её сосед - мальчик на полгода младше. Лишнее соревнование может пацанёнка задавить: "Ай, Танечка уже читает с листа, а ты копаешься!" В пять лет меня это радовало, а теперь, скорее, настораживает.

Очень не любила читать сама, долго просила читать мне на ночь книги кого-нибудь. Но норматив сдала хорошо и быстро, и в принципе оч быстро читаю и вслух и про себя.

  • 1
?

Log in