Previous Entry Share Next Entry
Пять минут
gelena_s
В комментах проявилось еще одно частное обстоятельство, из-за которого случается много детских обид. Причем, об это забывают даже очень вменяемые и продвинутые родители. Я про разное восприятие течения времени у детей и взрослых.

Это у нас уже скоро НГ, нам бы успеть все задуманное сделать! А те, кто покупает детям адвент-календари, знает, сколько стонов раздается после съедания очередной шоколадки! "Ну по-о-очему еще так долго-о-о!"- вопль почти всех детей разных стран. Даже без календаря, которого уж точно не было в нашем детстве.

Как долго тянется учебный год! Как долго не наступает день рождения и Новый Год! Я всегда вспоминаю, как мне, уже школьницей, было долго ехать на каникулы в Вышний Волочек! А сейчас - ну да, на поезде три с половиной часа, так и раньше на "Юности " было примерно столько же. На машине подольше, но зато от дверей до дверей. Не смертельно совсем, можно со своими мыслями и с книгой прекрасно время провести. А в детстве? Да изведешься от нетерпения, пока едешь!

Я тут одной очень ответственной паре по скайпу объясняла: ну не понимают дети в четыре года про пять минут! Они будут как тот ослик из "Шрека", безостановочно спрашивать "Приехали? Приехали? А сейчас приехали?"

И такое вот вам упражнение: как ребенку объяснить, что такое "пять минут"?

А у кого-нибудь были родители, которые учитывали разницу в восприятии времени у себя и вас?

А вы, учитываете? Как это выглядит?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Krasnoludki GO!!!

    Подозреваю, что идея ловли покемонов родилась у авторов именно после посещения Вроцлава. Толпы радующихся, как дети, туристов и детей же, бросающихся…

  • Альпы

    Признаюсь, получилась небольшая провокация. Мы и сами, когда первый раз вышли погулять по окрестностям, приняли это здание за гостиницу, коих тут…

  • Следующая остановка

    В субботу у нас был длинный и насыщенный день. Утром, часов в шесть, искупались до завтрака, потом сели в машину и уже собрались ехать. Но когда…


  • 1
Дочери 11, уже ездит сама. Раньше обходились сравнениями известных расстояний. "Как до папиной работы, только 3 раза", например. Потом стали учить остановки наших маршрутов, и понимания стало больше.

Если дома, то таймер ставлю. Когда прозвенит- тогда и время пришло. А поездки - да, зло. Только остановки делать и развлекать

Интересное совпадение, только сейчас читала статью, что субъективное восприятие времени зависит от активности дофаминовых нейронов.


а можно ссылочку на статью, пожалуйста

https://nplus1.ru/news/2016/12/12/timefly - это произвольное изложение на русском, внутри текста есть ссылка на оригинал.

Ааааа, и мне, пожалуйста - только вчера с подругой (тоже биологом) обсуждали это.

https://nplus1.ru/news/2016/12/12/timefly - это произвольное изложение на русском, внутри текста есть ссылка на оригинал.

Надо еще учитывать, что "5 минут" взрослые часто упоминают фигурально.

Я рано научилась узнавать время по часам. Еще в садике удивлялась, что у старших 5 минут на словах не равны 5 минутам по часам. Это может быть и 10, и 20, и 30.
***
Однажды, когда мне было лет 6, бабушка сказала: "Мы еще погуляем, до спектакля у нас времени вагон и маленькая тележка". Я переспросила. Оказалось, что 45 минут. С тех пор у меня "вагон и маленькая тележка времени" равняется 45 минутам:)).
***
В дороге родители чаще всего объясняли время пространством: "как до маминой школы", "как до ботсада" или "сначала проедем то, потом это, а там уже надо высматривать водонапорную башню - нам после нее выходить".
***
Подруга научила своего 2-летнего сына ставить механический таймер - сначала на 5, потом на 15 минут.
Пока таймер тикает, он играет сам, а мы с его мамой болтаем о своем. Звенит - мы приходим и начинаем мальчика тормошить, валять, щекотать, придавливать подушками и творить тому подобные детские радости.
Потом опять у нас 15 минут общения, а у него - тихих игр.
Получалось отлично.

Вот да, у старших эти 5 минут тянутся сколько угодно, причем каждый раз не угадаешь, пролетят ли они быстро или будут тянуться как резинка от гамаш.

про 45 смешно))

Я бы просто на часах показала, что когда стрелка длинная пройдет пять делений, будет 5 минут. Но у меня ребенок время научился определять очень рано и не понимал, что в этом сложного (я тоже не понимаю, но знающие люди утверждают, что все дети разные).

Ребенок по часам понимает. Типичеый диалог: "ну когда уже?" - "сколько минут осталось?" - "четыыывре... Ну когдаааа уже??"
То есть это вопрос не про умение опредлять и даже прогнозировать длительность, а про субъективную бесконечность пяти минут, кажется...

Ну с субъективной бесконечностью ничего не поделать. Про нее я тоже рассказывала ребенку совсем мелкому, и мне рассказывала бабушка, когда я была еще единственной внучкой, т.е. до 5 лет. А любимая присказка на ночь от папы "чем быстрее ты ляжешь спать, тем быстрее наступит завтра" :). Ну, что время сдачи анализа крови или сверления зуба приближается неотвратимо и грозно, я сама заметила.

не могу удержаться, чтобы не запостить это смешное видео. https://youtu.be/A0vA4tNi6j0

Edited at 2016-12-13 09:42 am (UTC)

Спасибо! Прелесть просто!

Замечательно могла объяснить ребенку, что такое время, 5 минут, 10 минут педагог Т.В. Бабушкина.
Вот отрывок из книги http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/189?category=24&article=189&page=1
Особенно будет интересно, тем кто любит с детьми играть.
Несколько цитат:
"Покажите ребёнку, через сколько минут закипает чай, приготавливается каша, пусть увидит однажды, как стремительно «сбегает» молоко… Показ, как во всем этом живёт время, и есть уроки времени."

"Во время игр можно создавать массу моментов-размышлений, раскрывающих детскую фантазию. В расцветших почках содержится количество дней… В посаженной фасоли - количество недель… В закипевшей воде - множество пузырьков…"



Edited at 2016-12-13 09:42 am (UTC)

Спасибо за книгу. Столько удалось пережить прекрасного с детьми благодаря таким книгам!

Пять минут для совсем малыша - это "Колобок", не торопясь и не халтуря. Можно "про себя".

Мне бабушка все наглядно, на часах показывала: вот столько-то на циферблате это и есть те самые 5 минут. А если ехали куда-то знакомым маршрутом, мама оперировала яркими ориентирами: поворот на шоссе, линии берез вдоль дороги, "дракончик" на станции газовой заправки и прочие. Тут, главное, чтобы я нормально видела дорогу, потому как в противном случае были сопли-вопли и капризы.
Тут уже упоминалось, что часто взрослые, оперируя понятием "ну 5 минуточек" подразумевают промежуток времени от этих самый 5 минут до почти бесконечности, в зависимости от собственной выгоды. Поэтому-то, может, четырехлетка и изображает ослика из Шрека, что собственные внутренние часы сбиты и дезориентированы напрочь, приходится постоянно пинговать внешний мир как камертон для настройки.

Про время для ребёнка можно объяснять, показывая, как двигается минутная стрелка на механических часах. И, если удастся подобрать мультфильм с песенкой типа "Антошка, Антошка, пойдём копать картошку" и показать, что за припев, скажем, минутная стрелка два раза прошла по всему циферблату.

Но! Если у ребёнка обувь жмет, мороз щиплется за щёки, любые стрелки и Антошки ему по барабану.
Отвлечь от интересного занятия можно ещё более интересным (двухлетнюю дочку подруги отвлечь удавалось), претерпеть боль от забора крови из пальца уже сложнее (у старых медсестёр получается).

Ещё - тут нужна вторая позиция восприятия, умение работать с модальностями, знание детских стишков и сказок (Корней Чуковский в помощь).

Про пять минут ничего не скажу, но про долгую дорогу куда-нибудь объясняли на пяти пальцах. Буквально. Показывали сколько пальцев уже "проехали" и сколько осталось. Когда были уже на подъезде, а ребенок капризничал, показывала кончик мизинца и говорила - вот как мало осталось))

Купить песочные часы.

Если пять минут не буквально, то можно раскладывать время ожидания на составляющие, подробно рассказывать: сначала мы доедем до поворота, потом увидим магазин, потом будут ворота и тд.Как-то так.

"Пять часов на дачу везти на метро+электричка+битком набитый лиазик в жару 5-летнего ребенка нормально, а чо такова то"

А у меня со временем до сих пор не лады . У Яны это обсуждали, например я часто "телепортируюсь" - не учитываю перебежек до остановки и так далее. При том минута у меня как минута и пять минут тоже норм и время в общем вроде бы чувствую.

Чего там объяснять?


Мне моя подружка, по статусу уже бабушка, выговаривала что я ребенку слишком много говорю - надо коротко. Командами.
А я демонстрировала обратное, ребенок хочет пить (это у всех наверное) , и я начинаю свою длинную тираду, чтобы сквозь слезы меня начали слушать"У мамы нет питья , все зкончилось. Попить есть дома, мы скоро будем дома, сейчас мы едем домой, вот смотри светофор, по этому мы стоим, ура зеленый, на зеленый можно ехать, так мы еще ближе к жому, вот до следующего светофора, потом налево потом направо и там будет наш дом, мы прибежим домой и мама сразу даст тебе попить.

все по анекдоту -ква ква налево ква ква направо...

8 лет, про время все знает и понимает.
Но каждый раз, когда играет свой час в приставку, потом скандал, что вы точно часы подкрутили потому что час так быстро пройти не мог :)))

Моим родителям, насколько я понимаю, не приходило в голову в принципе учитывать интересы ребенка, а тем более что-либо обьяснять. Так что про разница в восприятии времени если и была, то исключительно моей проблемой. С "времени ни на что нет", прошитым намертво, сражаюсь до сих пор.


Со своей дочерью категорией времени практически не пользуюсь пока. В основном конкретными ориентирами/событиями.
Пока отвечала и думала, обнаружила, что не только с ней так общаюсь ))) Везде, где можно ответить "в действиях", буду использовать их, а не время. Наверное, для окружающих это не очень удобно (((


Ой, а я тоже так. Мужу не нравится, просит перевести во время)))

Оооо, вот это дааа, вы напомнили...Мы все детство ездили в гости к родственникам ,куда часть пути была пешком через замерзшую реку, Северную Двину, в одном из широких мест, и шли пешком, как я сейчас узнала , примерно 3 километра. Субъективно, это была ВЕЧНОСТЬ , потому что еще и темнота почти, метель, ничего не видно, просто идешь вперед, в белую темнеющую бесконечность. И спрашивать было бесполезно, потому что "не болтай на морозе", и помню огромную усталость, не физическую, тоску и подавленность от этого. А сейчас понимаю, что это меньше часа! И, сравнивая ощущения...было чувство, что это целая ночь, мы придем, а там все спят уже...оооочень долго.
Поэтому, когда я с детьми, постоянно спрашивающими "ну когда, ну когда", то придумываю какую-нибудь веселую игру, зависит от того, если это дорога, на чем едем. В игре промежутки времени соотносятся с чем-то, что можно наблюдать и считать на пальцах одной руки, или два раза по одной руке, или три :) Например, "наша станция будет, когда мы остановится три раза, а потом один раз (на кольцевой) , когда выйдут все почти, и зайдут много новых людей, и потом еще две". И что-то , что в окне можно увидеть и посчитать. Или "когда в эту дверь зайдут ... " и загибаем пальцы, в ожидании людей, у которых одето что-то красное, например. По ситуации, в общем. Еще можно между станциями придумывать рифмы к названию станции, и стихи на сюжет. Развлекаться и общаться :) Тогда время пролетает незаметно :)...И иногда даже потом поступают предложения "куда-нибудь съездить" - чтобы поиграть :)

Здорово вы придумали!

можно сказать, 5 минут - это две короткие песни (или одна длинная). Я иногда использую время, чтоб заставить что-то делать, например - не торопится дочь одеваться, я ей предлагаю - давай я буду считать, посмотрим, за сколько ты оденешься? Потом объявляю результат, она всегда удивляется и радуется) Еще у нее есть песочные часы на 5 минут, я ей покупала, чтобы заинтересовать ее уборкой, мол, 5 минут убираешься, пока песочек сыпется, потом можешь отдохнуть, но как-то не пошло у нас, редко пользуемся. Электронный таймер на кухне ее очень заинтересовал, когда вместе что-то готовим, часто требует выставлять таймер) Но вот сейчас поняла, что это все короткие отрезки времени, а про длинные ничего конкретно не объясняла пока...

Моя мама с детства помнит слова своей бабушки, что пять минут - это чашечку чая выпить. Я так же объясняю, по дороге - в количестве шагов или песенках: часы он понимает, но если бухтеть песенку - и путь короче.
Когда маршрут знакомый, ориентирами можно, вот мост, за ним высматриваем приметную башенку, потом поворот... А незнакомый запоминаем аналогично.
Иногда говорю "подожди семь минут", он сам шаги считает или бухтит бухтелку под нос.

Не задумывалась над этим, если честно. У меня ребенок терпеливый, на машине ездить привык и долго. Если ему скучно, раньше давала игрушки, раскраски, теперь чаще музыку слушает. Часы еще толком не объясняла, ему 3 с половиной, но он уже интересуется. Помогает механический таймер, он довольно наглядный. Еще по мультикам различаем: ТимаТома 5 мин, Бен и Холли примерно 10, Щенячий патруль примерно 20.

С самого детства и до сих пор измеряю время песнями. Даже и не помню, моя это придумка или родительская.

Буквально вчера вечером ребенок (10 лет) попросил поиграть 5 минут в Майнкрафт, просидел минут 20-30 и очень искренне удивился, что столько времени улетело. По-моему впервые почувствовал, что игра затягивает и "сжирает" время. Бегом понеслись в ванную чистить зубы и готовиться ко сну, без маминых увещеваний.

МЧ до сих пор вообще не чувствует время и пространство, может увести в парк на два часа со словами "знаю тут одну короткую дорогу". Я же могу с точностью до минут прикинуть время длительной поездки со всеми перебежками, пересадками, забегами в магазины и перекусами пирожками.

Дочка время изучала в т.ч. и на песочных часах, когда мерила температуру. И когда стала сама ездить по району на наземном транспорте. Не любит заранее выходить, если только не планирует погулять перед занятиями, например. А длинную дорогу в глушь, в деревню всё равно разбавляет своими постоянными "а скоро мы приедем?", едва мы выедем из Мошквы)) Ехать 5 часов.

Вот думаю - не вносит ли этот постоянный просчет времени какое-то ограничение и несвободу в жизнь. Как будто все-таки много суеты. Не выходить ли, просто чтобы пройтись, не торопясь, по улице до машины или остановки - разве там так плохо? Зима сейчас невероятно красивая, снежная. Сложно, конечно, раньше времени вытянуть себя из дома. И количество мелких делишек часто тоже не позволяет будто...Надо пробовать хоть иногда.

Edited at 2016-12-16 10:41 am (UTC)

А мне и сейчас в Вышний Волочек доооолго.
А в детстве даже проще.
Там просто долго ехать, а сейчас еще на это долго ценное время палится ,когда можно кучу полезного сделать

Родители нет, бабушки и дедушки да.
Я ребенку расстояниями или делами меряю, ему так понятно. (например от дома до садика идти, это столько-то минут).
Не всегда учитываю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account