Previous Entry Share Next Entry
Пять минут
gelena_s
В комментах проявилось еще одно частное обстоятельство, из-за которого случается много детских обид. Причем, об это забывают даже очень вменяемые и продвинутые родители. Я про разное восприятие течения времени у детей и взрослых.

Это у нас уже скоро НГ, нам бы успеть все задуманное сделать! А те, кто покупает детям адвент-календари, знает, сколько стонов раздается после съедания очередной шоколадки! "Ну по-о-очему еще так долго-о-о!"- вопль почти всех детей разных стран. Даже без календаря, которого уж точно не было в нашем детстве.

Как долго тянется учебный год! Как долго не наступает день рождения и Новый Год! Я всегда вспоминаю, как мне, уже школьницей, было долго ехать на каникулы в Вышний Волочек! А сейчас - ну да, на поезде три с половиной часа, так и раньше на "Юности " было примерно столько же. На машине подольше, но зато от дверей до дверей. Не смертельно совсем, можно со своими мыслями и с книгой прекрасно время провести. А в детстве? Да изведешься от нетерпения, пока едешь!

Я тут одной очень ответственной паре по скайпу объясняла: ну не понимают дети в четыре года про пять минут! Они будут как тот ослик из "Шрека", безостановочно спрашивать "Приехали? Приехали? А сейчас приехали?"

И такое вот вам упражнение: как ребенку объяснить, что такое "пять минут"?

А у кого-нибудь были родители, которые учитывали разницу в восприятии времени у себя и вас?

А вы, учитываете? Как это выглядит?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Вовремя остановиться

    Дорогую рыбу ела, дорогого судака, четыре года хороводила такого дурака! Слышала я в детстве такую частушку. Если говорить об играх с собой, то…

  • Тебе что, жалко?

    Тут вспомнилось, моя казахская подруга рассказывала. Ее мать живет в деревне, хозяйство огромное, работа всегда найдется для всех. Больше уже,…

  • Не убий

    Чтоб не упустить, пока помню - напишу про образ связи. С любой метафорой можно работать и очень результативно. Единственное, что запрещено делать,…


Дочери 11, уже ездит сама. Раньше обходились сравнениями известных расстояний. "Как до папиной работы, только 3 раза", например. Потом стали учить остановки наших маршрутов, и понимания стало больше.

Если дома, то таймер ставлю. Когда прозвенит- тогда и время пришло. А поездки - да, зло. Только остановки делать и развлекать

Интересное совпадение, только сейчас читала статью, что субъективное восприятие времени зависит от активности дофаминовых нейронов.


а можно ссылочку на статью, пожалуйста

Надо еще учитывать, что "5 минут" взрослые часто упоминают фигурально.

Я рано научилась узнавать время по часам. Еще в садике удивлялась, что у старших 5 минут на словах не равны 5 минутам по часам. Это может быть и 10, и 20, и 30.
***
Однажды, когда мне было лет 6, бабушка сказала: "Мы еще погуляем, до спектакля у нас времени вагон и маленькая тележка". Я переспросила. Оказалось, что 45 минут. С тех пор у меня "вагон и маленькая тележка времени" равняется 45 минутам:)).
***
В дороге родители чаще всего объясняли время пространством: "как до маминой школы", "как до ботсада" или "сначала проедем то, потом это, а там уже надо высматривать водонапорную башню - нам после нее выходить".
***
Подруга научила своего 2-летнего сына ставить механический таймер - сначала на 5, потом на 15 минут.
Пока таймер тикает, он играет сам, а мы с его мамой болтаем о своем. Звенит - мы приходим и начинаем мальчика тормошить, валять, щекотать, придавливать подушками и творить тому подобные детские радости.
Потом опять у нас 15 минут общения, а у него - тихих игр.
Получалось отлично.

Вот да, у старших эти 5 минут тянутся сколько угодно, причем каждый раз не угадаешь, пролетят ли они быстро или будут тянуться как резинка от гамаш.

Я бы просто на часах показала, что когда стрелка длинная пройдет пять делений, будет 5 минут. Но у меня ребенок время научился определять очень рано и не понимал, что в этом сложного (я тоже не понимаю, но знающие люди утверждают, что все дети разные).

Ребенок по часам понимает. Типичеый диалог: "ну когда уже?" - "сколько минут осталось?" - "четыыывре... Ну когдаааа уже??"
То есть это вопрос не про умение опредлять и даже прогнозировать длительность, а про субъективную бесконечность пяти минут, кажется...

не могу удержаться, чтобы не запостить это смешное видео. https://youtu.be/A0vA4tNi6j0

Edited at 2016-12-13 09:42 am (UTC)

Спасибо! Прелесть просто!

Замечательно могла объяснить ребенку, что такое время, 5 минут, 10 минут педагог Т.В. Бабушкина.
Вот отрывок из книги http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/189?category=24&article=189&page=1
Особенно будет интересно, тем кто любит с детьми играть.
Несколько цитат:
"Покажите ребёнку, через сколько минут закипает чай, приготавливается каша, пусть увидит однажды, как стремительно «сбегает» молоко… Показ, как во всем этом живёт время, и есть уроки времени."

"Во время игр можно создавать массу моментов-размышлений, раскрывающих детскую фантазию. В расцветших почках содержится количество дней… В посаженной фасоли - количество недель… В закипевшей воде - множество пузырьков…"



Edited at 2016-12-13 09:42 am (UTC)

Спасибо за книгу. Столько удалось пережить прекрасного с детьми благодаря таким книгам!

Пять минут для совсем малыша - это "Колобок", не торопясь и не халтуря. Можно "про себя".

Мне бабушка все наглядно, на часах показывала: вот столько-то на циферблате это и есть те самые 5 минут. А если ехали куда-то знакомым маршрутом, мама оперировала яркими ориентирами: поворот на шоссе, линии берез вдоль дороги, "дракончик" на станции газовой заправки и прочие. Тут, главное, чтобы я нормально видела дорогу, потому как в противном случае были сопли-вопли и капризы.
Тут уже упоминалось, что часто взрослые, оперируя понятием "ну 5 минуточек" подразумевают промежуток времени от этих самый 5 минут до почти бесконечности, в зависимости от собственной выгоды. Поэтому-то, может, четырехлетка и изображает ослика из Шрека, что собственные внутренние часы сбиты и дезориентированы напрочь, приходится постоянно пинговать внешний мир как камертон для настройки.

Про время для ребёнка можно объяснять, показывая, как двигается минутная стрелка на механических часах. И, если удастся подобрать мультфильм с песенкой типа "Антошка, Антошка, пойдём копать картошку" и показать, что за припев, скажем, минутная стрелка два раза прошла по всему циферблату.

Но! Если у ребёнка обувь жмет, мороз щиплется за щёки, любые стрелки и Антошки ему по барабану.
Отвлечь от интересного занятия можно ещё более интересным (двухлетнюю дочку подруги отвлечь удавалось), претерпеть боль от забора крови из пальца уже сложнее (у старых медсестёр получается).

Ещё - тут нужна вторая позиция восприятия, умение работать с модальностями, знание детских стишков и сказок (Корней Чуковский в помощь).

Про пять минут ничего не скажу, но про долгую дорогу куда-нибудь объясняли на пяти пальцах. Буквально. Показывали сколько пальцев уже "проехали" и сколько осталось. Когда были уже на подъезде, а ребенок капризничал, показывала кончик мизинца и говорила - вот как мало осталось))

Купить песочные часы.

Если пять минут не буквально, то можно раскладывать время ожидания на составляющие, подробно рассказывать: сначала мы доедем до поворота, потом увидим магазин, потом будут ворота и тд.Как-то так.

"Пять часов на дачу везти на метро+электричка+битком набитый лиазик в жару 5-летнего ребенка нормально, а чо такова то"

А у меня со временем до сих пор не лады . У Яны это обсуждали, например я часто "телепортируюсь" - не учитываю перебежек до остановки и так далее. При том минута у меня как минута и пять минут тоже норм и время в общем вроде бы чувствую.

?

Log in

No account? Create an account