Previous Entry Share Next Entry
Дилемма
gelena_s
Сегодня работы у меня много, самый горячий день недели, поэтому напишу очень коротко.

Вот вы сделали работу, а ваш заказчик тянет с оплатой. Юлит, елозит, обесценивает работу, кормит обещаниями. Сумма вашего вознаграждения не то, чтобы очень большая, но и не копеечная.

Понятно, что дальше работать для такого клиента вы не будете, но вот эта работа уже сделана.

Ваши действия? Что будете предпринимать? Кого подключите? Или сами будете разбираться?

Прощать или не прощать? Вот в чем вопрос!



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Как нам реорганизовать рабкрин

    Катя продолжает ликбез ================================ Оригинал взят у pumchik в Как нам реорганизовать рабкрин Среди прочего, в…

  • Уроки прошлого

    А сегодня я расскажу про одну старую и очень грустную историю. Как то ходила ко мне пара, которым было очень трудно пережить смерть их годовалого…

  • Развод и девичья фамилия

    Сначала про негативные якоря. Которыми могут быть кольца от прошлых браков и много всяких разных вещей. Тут принцип простой: если вам неприятно…


  • 1
У нас на работе сейчас введено правило - платить через 180 дней, не помню календарных или рабочих. Сверху спустили. Подрядчикам нашего направления деваться некуда, наша контора все равно платит, правда дольше, чем через 180 дней, но платит. Одни, их привели и нас поставили перед фактом - "работать с ними" - после пары дней просрочки накалякали письмо генеральному руководству, мы писали мульен объяснительных и договор с ними разглядывали под мелкоскопом,фу, мерзота. В этом году опять начали суетеж - я сказала, что писать вы можете куда считаете нужным, но мне лично разглядываение меня под прицелом на предмет коррупции (бггг) нафиг не сдалось и руководству, скорее всего, тоже. Ведут себя как большие, а на деле ...
Когда я работала в качестве подрядчика - не помню, чтобы были сильно неоплаты. Но я была исполнителем, не директором. Акты сверки делали, в суд не подавали, при мне не было. А вообще тема - про давать в долг. ТО же самое - расписка и суд или плакать и делать выводы, что так со мной нельзя. Личного опыта нету такого, поэтому как бы на самом деле - молчала бы я тихо, наверное.

Я обычно начинаю с вежливых, но настойчивых просьб, потом просьбы становятся уже просто настойчивыми, потом обещаю приехать в офис со свидетелями, диктофоном и амерой, после этого обычно выплачивали.
Хотя пару раз кинули, да.

Прощать, конечно. В глубине своей души:) А на поверхности - предпринять действия для добывания оплаты.
Лет пять назад я бы очень заморочилась и не факт, что стала бы добывать. Но внутри себя мне долго бы это отзывалось ощущением собственного унижения и несправедливости.
Сейчас я так вижу ситуацию: внутри себя спокойствие и христианское прощение человека, готовность не увидеть оплату. Снаружи - действия в зависимости от степени официального оформления договора на услуги. Если есть - в суд (всё можно делать дистанционно, все ходатайства отправлять почтой или курьером). Если договорённость устная - капать на мозг должнику, считая это лишним поводом повеселиться.
Всё это - пока не надоест или не будет получен результат (правда, что делать в случае, если результат получен, а ещё не надоело и хочется продолжить, не знаю))

Мне понравилась ваша позиция :)

ваш коммент почему-то сразу напомнил недавно прослушанный рассказ Эллисона Харлана "Забивание гвоздей". Там как раз про такое веселье)

вежливо жду.
потом пытаюсь взывать к лучшим чувствам должника.
когда понимаю, что не получу ничего никогда, злюсь на себя - всегда ведь есть возможность не допустить такого, не миндальничать с самого начала.
потом вспоминаю себя в ситуации неплательщика - сколько ждали моих долгов, было дело.
тогда отпускаю всех (неплательщика, и себя) на свободу, обзываю сделанную работу благотворительным концертом в пользу обездоленных или оплатой процентов по собственным давним затянутым долгам и успокаиваюсь.

как правило, бывает понятно с начала проволочек, что не заплатят. ну, или что заплатят таки, но позже.

Мои клиенты или сразу платят, или задержка оговорена (например, если это агентство - расчет в начале месяца за текущий и т.п.). Есть, правда, те, кто тянет недельку-другую - там или следующий заказ подходит (а перед ним прилично же оплатить предыдущее!), или смс помогает.
Была только одна дама, конкретно задерживавшая деньги, о чем меня предупреждали заранее. Я тихо ждала в рассуждении, что когда-нибудь же она оплатит, а деньги мне и тогда будут нужны. Первый заказ она оплатила через полгода (перед тем, как дать второй), а второй собиралась вообще не оплачивать, и я плюнула после пары писем и обращений в аське. Но тут другие ее фрилансеры сорганизовались и подняли бунт, на волне которого и моя денежка ко мне вернулась. А не подняли бы - не вернулась бы, я уверена.

Сначала напомню, возможно несколько раз. Я сама иногда по рассеянности и загруженности - забываю отдать деньги, хотя приготовила и держала поблизости. Всех прошу напоминать мне, если что.

Дальше все зависит от заказчика. Друг, родной, знакомый, попавший в трудную ситуацию - это одно. Простить, не париться, предложить большую рассрочку. Или взять борзыми щенками: сходить за меня куда-то, забрать что-то, порекомендовать нужного человека, помочь мне отремонтировать квартиру.


Для остальных буду действовать дальше - в зависимости от того, сколько времени и сил займет добывание заработанного (доп.затраты). Часть этих затрат можно включить в договор заранее (пеня), часть не получится (устная договоренность). А там - суд ли, что-то другое, неважно. Было что платили позже, но компенсировали неудобства по договоренности со мной. С этими все нормально.

Но в любом случае заметка в мозгу будет. Информация будет распространена по своему кругу. Заказчик возможно больше не заказчик. Особо наглые, обесценивающие, юлящие и строящие из себя бедненьких пройдут этот путь моментально, с первого напоминания.


Edited at 2016-06-05 10:09 am (UTC)

Официальный договор = разбираться официально.
Неофициальный - капать на мозги, поднимать волну в соцсетях (работают же с кем-то эти урроды?), но быть готовым попрощаться с недоплаченными деньгами.

Мне самой проще - у меня реальные объекты, я недоплаченное просто не высылаю, пока деньги не получу.

С моей точки зрения прощать подобное = одобрять и поощрять воровство.


Стараюсь действовать по схеме:
Напоминающие письма (2-3 шт.) -- претензия -- иск в суд о взыскании суммы долга и неустойки.

+100500, договор же есть, юрист свою оплату сам же и вносит в исковое с формулировкой "юридические услуги", сам же и ходит по судам, зарабатывая себе на хлеб

Меня тоже иногда кидают.

Без офиц.бумаг, предоплаты я не работаю. Остатки получаю либо после устного напоминания, либо с подачи в суд.
В душе прощаю, но деньги получаю. Одно другому не мешает.

Определенно не прощать. До суда ни разу дело не доходило. Хватало активного распространения слуха, что такой-то денег не платит, похоже разориться собирается, вы с ним поосторожнее.

Только предоплата или аванс, при этом сумма аванса стоит столько, сколько не было бы обидно, если не выплатят остаток

Надо бороться. Помимо денег, это также вопрос границ и позиционирования. Если меня можно кинуть, то почему бы другим не поступить так же? Сэкономить все хотят :)

- Смотри, если дело дойдет до суда, то я смогу сказать судье так: ... (все аргументы выкладывать, конечно, не надо, только самые очевидные) Подумай сам, что ты сможешь на это ответить? (и внимательно послушать, что скажет :)
- И как ты думаешь, что решит судья после этого? Зачем вся эта головная боль? Выполни свои обязательства сейчас, тебе это обойдется гораздо дешевле, и репутация не пострадает!

Если тянет, канючит и морочит голову:
- Хорошо, я готов пойти тебе навстречу. Когда ты сможешь заплатить - через ...? Это точно? Ты уверен? Хорошо, я согласен. Давай заключим новый договор/дополнение, позволяющее тебе сделать это. Но в него уже введем пункт о неустойке в размере ... Ты ведь уверен, что сможешь заплатить тогда.

А если контракт не позволяет вести такие разговоры, то стоит подумать о том, как оформлять договоренности юридически...

И, конечно, отлавливать все техники манипуляции. Если это опытные манипуляторы, то лучше не играть на их поле, а перейти к стилю "Церемония" (строгое следование договоренностям, протоколам и т.д.) Писал об этом тут: http://dima-r.livejournal.com/182738.html

Сначала спрашиваю когда все-таки заплатят, может забыли. Потом первое предупреждение в письменном виде на бланке, второе, третье - и везде указан срок, до какого числа заплатить. Также предлагаю тем, кто не может всю сумму сразу выплатить, платить частями. Ну, а если и это не помогает, то к адвокату.


ну лично я сделаю практики, вероятно гневные. А там посмотрю, что подскажет интуиция делать дальше

Зависит от суммы. Если меньше тысячи, то пару раз напомню, потом один раз напишу грубо, мол, а ну плати немедленно, и если нет, то забью.

А если больше тысячи, то буду прямо доставать. Если можно приехать лично, значит, буду лично приезжать и выбивать. Если нет - буду писать, напоминать и т.п.

Разбираться буду сама, как-то даже не знаю, кого тут подключить-то можно.

О! у меня очень часто так происходит, иногда кажется что все мудаковатые заказчики как раз ко мне и идут. Ну что я делаю, звоню раз-два в неделю, а то и чаще. Уточняю, напоминаю, вытягиваю деньги, хоть по-кускам, но всё-таки удаётся. Правда курс не дремлет и со временем конечно ценность гонорара уменьшается . Хоть что-то но удаётся вытащить.

Edited at 2016-06-05 03:13 pm (UTC)

Я ещё сама на заказ не работала, всё за зарплату, так что теоретически порассуждаю.
Вроде как правильно - не прощать, добиваться оплаты. Но как это сделать? В суд - так расходов больше, и время придётся отрывать от новых заказов на судебные дела. Слухи распускать - а это как делается, тоже не понятно. Угрожать - так это уже не законный метод. Совершенно не понятно, сидела бы и молча переживала, скорее всего. Или спросила бы друзей, как они это делают.

Я фрилансер, часто работаю без предоплаты. Считаю получение оплаты таким же рабочим моментом, как и все остальное. Общаюсь с заказчиком изначально так, будто бы у него и в мыслях не может возникнуть идеи, чтобы не заплатить. А то, что затянул, так это какие-то сложности, которые сейчас заказчик разрулит и оплатит.

Т.е. регулярно, настойчиво, обязательно нейтральным деловым тоном, уточняю, когда получу оплату. Когда наступает срок, а денег нет, сообщаю, что оплата не пришла. Спрашиваю, что случилось и когда заказчик сможет оплатить. Если заказчик пытается отодвинуть срок, объясняю, что мне это неудобно, мне такой вариант не подходит. Напоминаю об изначальных договоренностях. И т.п.

Не то, чтобы часто такое приходилось делать, в основном, тьфу-тьфу, нормально и вовремя платят. Но случаются задержки. Но такой нейтральный подход срабатывает. Я такому научилась, когда пришлось довольно крупный долг трясти с должника. А у него испортилось финансовое положение. Он от многих кредиторов просто сбежал. А я его не ругала, не осуждала. А просто спокойно с ним общалась и уточняла, когда у него может получиться расплатиться. И таки он выплатил долг.

Однажды заказчик, таки, сбежал без оплаты. Но он реально просто перестал отвечать на мои письма и результат работы по факту бросил (я сайты делаю). Но вот сколько раз уже убеждалась, что проблемного заказчика видно сразу, еще на этапе предварительных договоренностей. И в тот раз я просто не послушалась своей интуиции.

Мне кажется, людям не нравится быть в роли не платящего должника. И если их в эту роль не ставить осуждением, выяснением отношений, то шанс получить свое довольно высок, даже если финансовое положение должника как-то ухудшилось.

Edited at 2016-06-05 09:22 pm (UTC)

Очень интересный подход, попробую взять на вооружение.

Я методично раз за разом спрашивала - когда, когда, когда.
Однажды приехала к бывшему работодателю, села на стул посреди кабинета, сказала, что подожду - все равно сегодня заплатить обещали, и открыла книжку. Заплатили.
Год назад попала в похожую ситуацию, но работодатель оказался таким лгущим, выматывающим нервы и несчитающим сотрудников за людей, что после большого количества переживаний решила плюнуть и больше время и силы не терять. А пропавшие деньги назначить как плату за урок мне - доверять своей интуиции. Если ощущаешь с порога, что начальник - упырь и тебе сюда не надо, то надо уходить, а не ждать, пока что-то там наладится и образуется.

Не прощать. Связываться с начальством заказчика - и дальше по нарастающей.
Пока не приходилось никого подключать, но пару раз с родственниками или друзьями проигрывала ситуацию с разных сторон "а если заказчик скажет это/то/другое".
Был забавный момент, когда я готовилась к худшим вариантам, а муж обратил мое внимание на то, что я не готова к принятию моих требований. В итоге так и получилось.
Ощущения - будто в темноте по лестнице поднимаешься, думаешь, что еще одна ступенька, а там уже ровно:)).

Тут надо сравнить размер долга с усилиями по его выбиванию. Если оно того не стоит, то просто забыть про клиента и про оплату работы.

Забавно ))) Я обычно вежливо напоминаю про оплату пару раз, если ноль реакции и обещания, а деньги не приходят, забиваю, но мысленно ставлю пометку себе, что если клиент этот снова появится, то первое условие работы с ним будет оплата предыдущего заказа. Однако, обычно такие клиенты больше не появляются - видно чуят, что нехорошо поступили и не хотят ходить в то место, где нагадили, чтобы не чувствовать себя уродами.

Однако это если клиенты сами вежливые или такие, типа дружелюбные. А бывают клиенты, которые сами начинают первые на вопрос о деньгамх прямо бочку на тебя агрессивную катить. Пару раз в жизни такое случалось - с этими уже разговор другой, более грубый и агрессивный. Одним клиентам таким я пригрозила, чтое если оплаты не будет, то весь интернет и все мои коллеги о них узнают (я дизайнер графики, работала на фри-лансе) - и это сработало. Они на меня ушаты грязи вылили в письмах, но деньги перевели - как подачку кинули, но какая мне разница? Заплатили же. А Другие клиенты в этом случае отказались платить вообще, говоря, сто работа моя полное г..., ей только подтираться, никому не понравилось и ля-ля-ля, хотя работа была принята изначальнор. Но эти вообще были неадекват - трубки кидали, матерились, тетка, с которой я по телефону контачила, обманывала меня, когда я попросила меня с директором соединить, сказала, мол его в офисе нет, а я в трубке слышала, как он ей советовал, как мне ответить правильно, чтобы отвязалась. Ну, эти, ясное дело, так и не заплатили. Я не стала настаивать.

Но по натуре я настолько неагрессивный человек, что всегда стараюсь избегать конфликтов. Поэтому более частая концепция у меня - просто слить. Максимум попробовать самой разобраться парой разговоров, но что-то более серьёзное или уже чтобы кого-то подключать - точно нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account