Previous Entry Share Next Entry
Про детей матери Терезы
gelena_s
Хотела и сегодня совсем не писать, устала, однако! Но позвонила одна из моих учениц, проконсультироваться на предмет сложного клиента: они, ученицы, все с такими случаями отзваниваются, пока своего опыта может и не хватить.

И вот, пришлось ей объяснять, как работать с клиентами разновидности "весь день страдала по голодающим детям Африки и забыла накормить своих". Типаж то ооочень интересный! Думаю, многие из вас таких встречали и, увы, даже общались с ними. А это иногда очень трудно делать.

Потому вот вам задание: как таких людей вычленить (идентифицировать) и как не давать себя втягивать в эти п****-страдания (пардон, сложно найти достойный эвфемизм).

В чем их вторичная выгода, таких абстрактных страданий?

Чем они отличаются от действительно неравнодушных людей, одержимых какой-то идеей, приносящей, по их мнению, пользу человечеству? (те тоже бывают не подарком, но о них позже).



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Вовремя остановиться

    И вдогонку ко вчерашнему посту про тату. Когда моему младшему было четыре, он иногда, как и многие дети в этом возрасте, аж плакал, когда на свой…

  • Изобразительное

    Опять сегодня "плохая Европа". Еще немного о том, что не понравилось в отпуске. Теперь уже про граффити. Ну как же уродует окружение! И…

  • Ваши рекомендации

    Я сейчас нагло переложу свою работу на вас. Я давно задолжала список книг по разным вопросам. Так сказать, "для чайников в психологии". И…


  • 1
Дык это... И на хрен сесть, и девочкой остаться. И пострадать (читай:поучаствовать), и затрат ноль+освобождение от рутин (занят же, страдал же, а вы все о мирском, о бренном)

Это я писала )

Далекая и благородная цель как бы дает этим людям индульгенцию на то, чтобы не делать ничего здесь и сейчас. Что-то вроде "я все равно не могу накормить всех голодающих детей в мире, значит можно вообще ничего не делать".
Как не давать себя втягивать в эти страдания. Не знаю, меня ни разу в них не втягивали, потому что я честно говорю все что думаю об этом. Может быть так и надо - просто сказать человеку как он выглядит со стороны и на что похожи его великие страдания.

Чем такие люди отличаются от действительно неравнодушных - неравнодушные действуют, псевдонеравнодушные только словесно перетирают эту тему. Используют ее для создания своего светлого образа.

Буду краток: это уход от реальности. Кто-то алкоголем злоупотребляет или чем покруче. Ну а эти свой способ нашли.

Бесполезностью. Нервы потреплют себе и окружающим и пойдут задумчиво жевать третий за вечер бутерброд с икрой, попутно обливаясь слезами. Таким предложишь съездить в Африку, так они скорее тебя упакуют и сплавят в реки Нила, чем поедут оказывать помощь нуждающимся. Среди таких людей немало всевозможных активистов, особенно женщин за шестьдесят. Орут громче всех, делают меньше всех и очень любят деятельных советами задалбывать.
Как не давать себя втягивать в этот цирк с мнимым сочувствие ради репутации человека с большим сердцем? Бежать, только бежать. А то так присядут на уши, рассказывая о голодающих детях Африки за праздничным столом в Новый год, что чокнутся можно.

Может быть, это просто грань Жертвы? Вечно бедненькой, несчастненькой, всю себя положившей, а никто не заметит же...
Жертва всегда найдет повод такой стать. У кого-то это и через помощь другим бывает.

Если не в терапии, а в реале, то для стеба и троллинга - отличные мишени :)

Грустно, но как раз от стеба и троллинга они еще больше усиляют защиты и еще больше жалеют непонятых злым миром себя.
А для молодого психолога они очень трудные клиенты , так что провокативка не прокатит.

Ну потому я и сказал, что это не в терапии. А в реале - троллю весело, окружающим весело, да и им - не так чтобы совсем нехорошо: в привычной для себя позе возвышенной, страдающей натуры ;)

В терапии же... полагаю, что запроса на то, чтобы избавиться от этого поведения как от проблемы - такого запроса со стороны клиента быть не может или это очень маловероятно - это же одна из тех привычных, удобных позиций, на которых строят всю жизнь и самооценку. Поэтому заходить придется в любом случае со стороны тех реальных проблем, которые созданы этой позицией, по схеме: если хочешь избавиться от... придётся избавиться от...

Да, согласна. Иногда эту фразу можно взять на вооружение и в вворачивать изредка. Как ты можешь .... дети же в Африке страдают...
Война в Персидском заливе...
Всемирное похолодание или потепление...

Я в таких случаях говорю: по статистике в мире каждую секунду умирает 1 человек. И как вы можете спокойно спать 8 часов, не оплакав 30 тысяч покойников?

Первый раз засмеялась (нет заржала) перед экраном!
Просто я как раз сейчас размышляла, что я очень сложный клиент.

И подумала, что на фоне таких случаев со мной более менее все в порядке.
Хотя как сказать... Я хочу правды, четкости в некоторых случаях, безопасности.

Потому что, когда решаешь чужие проблемы ты и при деле(важнейшем!) и на свои времени не остается. А чужие проблемы всегда легче решать. А тут получается, что еще и не решаешь, а просто переживаешь, еще слой отстраненности сверху.

Как было в какой-то книге - фонд помощи голодающим детям Африки, но а почему бы нам не помочь вот этому голодающему негритенку прямо тут, у нашем городе - ах, это так банально, он такой грязный, ничего возвышенного.

Вот к слову еще мысль - дети Африки - они чистые и прозрачные, потому что в мыслях, а свои вполне материальные и еду приготовить и рты им вытирать - это реальность.

это уход из реальности, рецепт один -возвращать в отношения здесь и сейчас, да, нудно, да настойчиво, иногда тоскливо, но возвращать, чтобы говорить о самой себе. То есть эти женщиы говорят о себе.

1. Как вычленить?
По бесконечным претензиям к близким, дальним, миру в целом. Как правило, в любой области жизни у них проблемы и "виноваты" в этих проблемах другие.
2. Как не дать втянуть себя в их страдания? Самый лучший вариант - не общаться. Если не получается, то можно не поддерживать разговоры на тему её/его страданий. Было такое. Я прямо спрашивала:" Могу чем-то помочь? Нет? Тогда извини, мне некогда". Помогло. А вот ещё было как: спрашивала "А ты правда хочешь проблему решить?", и как-то человек отставал.
3. Выгода? "Я такая возвышенная, особенная, духовная"))) Нужда быть признанной, уважаемой? Возможно ошибаюсь)) От псевдодуховности?.
4. Отличается от действительно неравнодушного чем? У неравнодушного душа болит и эту боль хочется унять делом конкретным и реальным, которое успокоит душевную боль. Равнодушный больше говорит, потому что душа не болит.



А-ха-ха!!!
Спасибо за тему!!!
Ну очень вовремя!!!

По вопросам:
Вторичная выгода -- получение ощущений "я вершитель судеб, занимаюсь такими глобальными проблемами, а Вы все вокруг мелкие и черствые людишки"

Чем они отличаются от действительно неравнодушных людей, одержимых какой-то идеей, приносящей, по их мнению, пользу человечеству?
Отличия их в том, что действительно неравнодушные люди, заняты делом, им некогда отдельно рассказывать о своих подвигах, они точно знают, что нужно делать и делают это.

Теперь, почему вовремя...
Есть пограничный вариант таких людей -- те, которые для встречи в компании берутся сделать какое-либо дело, но поскольку сами неуравновешены, то делают дела максимально невыгодно для других и выгодно для себя, чтобы сделать по-своему, без учета интересов других, и в итоге поставить знакомых перед фактом, начать эмоциональное вымогательство.

Теперь история:
Ездил на выходных на дачу к знакомым, собиралась компания 5-6 человек: семья хозяев и гости: семейная пара, незамужняя дама за 30, оставившая ребенка дома (извините за подробности, может они и не имеют значения), и я, семейный человек, приехавший один.

Дама взяла на себя высокую миссию "Организовать шашлыки".
Результат:
1. На просьбы сообщить "по-скольку скидываемся?", ответила "разберемся при встрече".
2. На встречу сама не поехала, попросили чтобы ее отвезли (я уклонился от такой "почетной" обязанности, но первый звоночек уже прозвенел).
3. На встречу приехала с большим опозданием, фактически вечером, когда уже и не до шашлыков было.
4. Шашлыков закупила на 10-12 человек, хотя покупала, очевидно, накануне и у нее была возможность узнать сколько будет человек.
5. На встрече ни слова не сказала о деньгах.

И вот, завершение истории.
Через день получаю смс "Ты по деньгам в общем бюджете участвуешь?" (опять перегиб! что за "общий бюджет?").
Говорю: "скажи сколько, переведу".
Пропала на день...

На след. день большое смс в стиле "что-то я очень много шашлыка купила, гости не приехали, траты большие, давай столько-то".
Ну я вижу, что сумма явно завышена, т.к. шашлыков и половину не пожарили, думаю что делать и тут такой подарок -- Ваш пост!!!

Почитал пост, почитал камменты и сразу нашелся что сказать.

Поскольку основной мотив в общении с такими людьми "нужно играть в свою игру", то отправил смс "готов перевести" и обозначил сумму, в два раза меньше запрашиваемой и вопросом "Переводить?".
Получил ответ в стиле "рада за тебя. да".
Почувствовал что инициатива на моей стороне и попросил еще скинуть и чеки.
Вопрос интересен не про сумму, а про время приобретения шашлыков.
Вот, жду ответа, а в голове прям слова "горят" -- "ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным".

Поначалу, чувствовал себя, конечно, не очень хорошо, потому что стараюсь планировать свои дела (и бюджет) заранее, и такие "качели" -- "не знаю, потом сообщу, давай столько" -- нарушили мое душевное равновесие.

После таких моих сообщений, полагаю, что мнение обо мне у нее сложится как о "порядочной сволочи", но... инициатива осталась на моей стороне, да и мне мое эмоциональное состояние важнее.

Историей решил поделиться, поскольку блог профильный (в смысле по психологии), ну и, считаю, напрямую затрагивает тему.

Камменты приветствуются!

Все правильно делаете)))
Вот это вот: "У меня МИССИЯ! И теперь меня должны обслужить!"


Edited at 2016-02-23 09:43 am (UTC)

Во-первых подъем ЧСВ до небес за просто так (делать-то ничего не нужно). Во вторых отличная причина забить на все свои дела, мало кто может оспорить такой весомый аргумент.
Эти люди обычно живут в таком откровенно дерьме (в доме\на работе\личной жизни полная ж), зато страдают и ничего не делают по великим целям. Я с такими людьми стараюсь не иметь дела, ибо практической выгоды от них ноль да нифига, только мозг имеют. Если же есть необходимость - четкий план с очень мелкими шагами, тащить за ручку и представлять все в выгодном "пиздострадальческом" стиле.
От одержимых они отличаются - полным бездействием. Одержимые обычно полны практических действий ради своей идеи, им лежать на диване некогда, когда мир в опасности)

В чем их вторичная выгода, таких абстрактных страданий?
Думаю в том, чтобы почувствовать себя чувствующей, сострадательной, абстрактно, т.е. не соприкасаясь с реальностью. Зато по отношению к близким можно разрешить себе быть не особо чувствующей и сострадательной, ведь уже настрадалась)

Чем они отличаются от действительно неравнодушных людей, одержимых какой-то идеей, приносящей, по их мнению, пользу человечеству?
Тем что в реальной жизни пользы от их сострадательности никакой.

Ореол жертвенности хочется приобресть. Метод манипуляции такой. Плохо заканчивается. От популярной в СССР ведущей тети Вали, которая была якобы "всесоюзной мамой", сын отвернулся напрочь.

Признаки такого клиента:
- суетливость, нервозность, повышенная тревожность
- преувеличение реального масштаба проблемы
- зацикленность на 1-2 темах (и переключить их внимание на что-то другое практически невозможно; предложение успокоиться и расслабиться вызывает праведный гнев)
-повышенная общительность из-за стремления вовлечь в проблему как можно большее число окружающих
- отсутствие реальных действий и нежелание вкладываться самой\самому, вместо этого - поиск исполнителей
- если исполнитель найден, его нагружают не только актуальной проблемой, но и всем-всем-всем. По факту, это окажется не спасением детей Африки, всего лишь работой на этого самого человека
- повышенная обидчивость и агрессивность с его/ее стороны, если ты понимаешь, что твои собственные ресурсы и время исчерпаны

(Deleted comment)
Так это. Люди действительно неравнодушные, а не пиздострадальцы, что-то делают в реальном мире.

Edited at 2016-02-23 10:46 am (UTC)

Я с профессиональными переживателями общалась мало, зато много общалась с теми, кто помогает. Поэтому предположу, что разница в том, что они ничего не делают (если человек что-то делает, то это видно). Или делают очень мало, зато много трындят об этом.

Не обязательно они ничего не делают. Они вполне могут участвовать во всевозможных токсических сборах и рублем, и делом (распространение информации в вконтакте, например), не оставляя времени и душевных сил на собственные проблемы и дела близких. Наверное, в этом и заключается вторичная польза, помимо одобрения тех групп, в которых они состоят и ощущения соственной хорошести.

Знаю семью, в которой старший сын - убеждённый бездельник, врун, бонвиван, многожёнец и алкоголик, трудового стажа за свои 45 едва-едва года три по месяцам наскребёт. И младшая дочь - 40 лет, двое детей сама не помнит от кого, в анамнезе кожвенсиспансер и наркоклиника неоднократно. Вдохновенно фантазирует и подворовывает, по молодости и красоте торговала собой, но везучая, так что не судима. Мама - завуч, мы её в школе обожали. Сутками на работе, даже сейчас, уже глубоко на пенсии; на своих детей времени, увы, не хватило. Жили мы с ними в одном подъезде, и фиг что скроешь, когда то венеролог с милицией по барышнину сифилитическую тушку приезжает, то судебный пристав зовёт соседей в понятые, чтобы алименты с горе-папашки истребовать.
Ни в коем случае не утверждаю, что "все учительские семьи такие". Нет и нет! Но бывает и так, чоуж.
А для чужих детей эта А.Н. - педагог от Бога, без преувеличения.

(Deleted comment)

Начать с себя

Таких людей крайне сложно "приводить в чувство", потому что они категорически не приемлют ту истину, что человек может изменить мир, только изменив себя и никак иначе. А не приемлют потому, что, пытаясь "изменить мир" глобально, для себя получают индульгенцию - мол, на всех сил не хватит, делаю, что могу. Им кажется, что спасать голодающих детей Африки - более эффективно, затрат сил меньше, а социального капитала больше.

Edited at 2016-02-23 11:47 am (UTC)

Возможно, и не совсем в тему, но в детстве прибираться у других казалось легче.
Вот тут ты протер пыль, задвинул ящик, сложил белье, подмел пол и красота.
И кажется, что так и останется.
В своей же квартире вещи сложишь не красиво, а удобно, мусор и пыль появляются чрез день-два... Это работа не очень благодарная и требующая систематического подхода.
Еше вспомнилось, как мы с мамой приходили в гости к друзьям семья, и у них был мальчик мой одногодок. Так его мама очень удивлялась, почему я у него в комнате не прибираюсь и не делаю уборку, поскольку девочка соседка (тоже одногодка) всегда у него прибиралась и убирала. Мне же это казалось вторжением на чужую территорию, поскольку он меня об этом не просил.
Ну вот как то так, по ассоциации получилось.
Я и сама иногда люблю пострадать, правда не по детям Африки, а по бездомным кошкам, и наша пушистая королевна очень хорошо от этого лечит.

Еще и потому, что ответственности никакой, обязанностей никаких, жить в этом не нам. Грубо говоря, если я в гостях помыла посуду, то сделала доброе дело. Стирать, гладить, протирать пыль и прочие радости - не ко мне, мне уже за посуду спасибище. У себя дома посуда это малюсенькая часть работы. Медаль за вымытую посуду на фоне бытовой разрухи не полагается.

По-моему, банальный эгоизм.


В чем их вторичная выгода, таких абстрактных страданий

Ой, ну это же просто. Написал в интернете, ничего на самом деле не сделал, а чувствуешь себя героем.

Спасатели всех и вся, могут таким образом не решать свои собственные проблемы.

Псевдострадания, как и псевдопатриотизм, очень похожи способы проявления! Вычленить таких людей, как по мне просто...они громкие... Настоящие состадающий человек - он тихо и по делу сострадает. По возможностям.

Не знаю. подходит это сюда или нет- подкармливают бездомных собак на чужих территориях. Не под своим окном (дверью), под чужим. Позавчерашними недоедками- кашами-супами.Никаких постоянных расходов- ни энергии по уходу,ни денег по содержанию.Так, эпизодически; без всякой ответственности. по настроению. Однако всё это позволяет считать себя великим гуманистом, радЕтелем обездоленных. Этакая работа на публику, где публика- я сам.

Ну первое - работать на пользу родине и миру тогда, когда основные дела - работа, где дают деньги и близкие, которых надо накормить-обстирать - уже выполнены. И это отслеживать ежедневно. Так как уход в виртуальный мир страданий - это уход из работы, где деньги и семьи, где дети-родители-опекаемые. Это вероятно, вид зависимости - зашел в страдания и целый день свободен. Поможет ваше - страдать по часу с 19 до 20 про Африку и Сирию, остальное время - запрещено. Как не втянуться? Не знаю, иногда эти люди очень зажигательны и харизматичны. Могут быть ораторами великолепными, но не далее.
На самом деле эти люди страдают о себе, о несправедливости мира вообще, где есть место и о том, что к нему лично мир тоже несправедлив, но это выразить нельзя, неприемлено для общества, а в такой вот обтекаемой форме о несправедливости мира можно еще и прослыть очень чувствительным и великодушным человеком, если еще и деньги чел переводит туда. Если переводит всё, то это уже попер спасатель и это другое совсем. Если сходил на митинг (митя на митинг, а петя куда? не в тему, но вот выскочил черт из-под пера, так сказать), там наорался-настрадался, то себя зауважал и пофиг что дети голодные, тут про великое, а они про понос - экая низость. Еще мысль пришла - про принцессу на горошине - реальное положение дел не устраивает, придумывается нечто, на что можно списать неудовлетворение и страдать, хотя страдания на самом деле совсем не про то.

Edited at 2016-02-23 01:37 pm (UTC)

Такой человек - моя очень близкая родственница. Спасает, и далекие цели ставит. А быт и то, что вот тут, под носом, кажется ей не стоящим внимания - это я без упрека - а скорее как она это объясняет - что должны быть цели, задачи, а "бытовуха" ну это все скучно и мелочи.

Признаки - наверное излишняя любовь поговорить на общие темы и явная скука, когда речь идет о бытовом, как бы не замечают, что вокруг.

Edited at 2016-02-23 01:33 pm (UTC)

О, это про моего бывшего. Вычленилось уже в процессе совместной жизни.
Бдения у телевизора, беготня по стенам, вопли "вот ты тут спишь, а там люди гибнут".
Порывался даже ехать кого-то спасать или поддерживать. Я не останавливала - пусть едет, а вдруг правда кого-нибудь спасет. Так и не поехал ни разу - побегает пособирается и всë. В этом и отличие от тех, кто реально кому-то помогает.
Абстрактные страдания - сегодня одним пострадал, завтра другим.
Выгода: ну это же так возвышенно - страдать за судьбы мира! Такое огромное сердце, которое болит за всех голодных и тд.. А вы тут со своими приземленными мелочами.
Как не давать втягивать. Как профессор Преображенский:
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?
— Нет.
— А почему?
— Не хочу.

Хочешь быть героем - начни со своих близких.
Хочешь накормить голодных - поди купи продукты сам, а не тащи из семейного холодильника.

Я вот тоже своей пеняю, что она недостаточно сильно страдает по судьбе несчастных индейцев, замученных в резервациях. А она бесится и кидает мне в голову разные предметы. Вот почему такая черствость и равнодушие?

(Deleted comment)
мда, ужас какой..

(Deleted comment)
потому что свою нужность на этом свете она признавала только когда отдавала себя другим. ей это важно, она за счет этого себя человеком считает.

(Deleted comment)

Может у них синдром выученной беспомощности в применении к микроокружению и быту, но есть повышенная тревожность и они с нею так справляются, мечтая о том, что кому-то будет хорошо и они к этому причастны.


Да легко.
У них дел нет, одни слова....

За пять лет работы в хосписах пришлось повстречаться с подобными людьми. Они очень много, искренне и с энтузиазмом говорят. Отвлекают от реальной работы с пациентами. Разделила их на две категории. Первая, ничего конкретного для реальных пациентов не делают. Только разговоры и планы. Глобальные. Их легко распознать., мгновенно отсечь и передать на руки front desk и volunteer services. Люди исчезают с горизонта и ищут себя в другом месте. Вторая, много помогают, избыточно до навязчивости. Явно "ложатся грудью на амбразуру". Хочется им лавров Александра Матросова. При этом личная жизнь полностью заброшена. Тут сложнее. Передаю их нашему chaplain и volunteer support group. Там им ненавязчиво и профессионально объясняют, что дети и семья на первом месте, а помощь нуждающимся - на втором. Кто-то перевоспитывается и остаётся. Многие исчезают.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account