Previous Entry Share Next Entry
Про настоящих и поддельных
gelena_s
В ру.психологе попалось интересное письмо отца, в котором он пишет про свой стыд за четырехлетнего сына. Мальчик разревелся от голоса и команд тренера в секции, куда отец привел его первый раз. Отец страдает: типа, родил какого-то слабого и недоделанного!

Потому решила напомнить выдержку из книги Игоря Кона "Мальчик - отец мужчины". Вот она:
====================
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю — «могут», а не «хотят», а не «обязаны». В «не знаю» для науки — первозданный хаос, рождение новых мыслей, все более близких истине. В «не знаю» для ума, не искушенного в научном мышлении,— мучительная пустота. (Януш Корчак)

Формула «Мальчик – отец мужчины» значит, что черты взрослого мужчины производны от свойств мальчика. Столь же циничные, сколь и наивные, отцы (и примкнувшие к ним матери) отечества воображают, что парадом социализации мальчиков командуют они, нужно лишь погромче хором произносить «правильные» заклинания – даром что на их неэффективность во все времена дружно жаловались наши (и не наши) славные ( и не очень) предки. Но мальчики (и девочки) всегда переигрывают своих наставников.

В основе процесса социализации лежит власть, которой у мальчика по определению нет. Он выстраивает свою маскулинность по заданным ему, часто очень жестким, образцам. Тем не менее, используя зазоры и расхождения в системе социализации, мальчик вносит - не может не вносить! - в эти нормативы свои поправки. От того, какими они будут, во многом зависит не только его собственное будущее, но и будущее его воспитателей.

Как нужно воспитывать детей, точно знают профессора педагогики, хотя некоторые ее классики, вроде Януша Корчака, в этом сомневаются. Социологи, исходя из состояния мира, в котором современным мальчикам предстоит жить, лучше знают, как их воспитывать не следует. Поэтому я осмеливаюсь предложить родителям несколько вредных советов.

Как не надо воспитывать мальчиков?

1. Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины – те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

2. Не воспитывайте из него воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть не половина видов животных занесена в Красную книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пусть он лучше будет экологом, защитником природы и всех тех, кто нуждается в помощи.

4. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки вашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.

5. Не учите мальчика, по примеру благородных рыцарей и гнусных насильников, относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и твоих ролей и особенностей.

6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим собой.

7. Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти - помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится.

9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» - не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать – это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис.

11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка) , сегодня неприемлемы и неэффективны.

Если у вас не мальчик, а девочка, вы без особого труда сможете перефразировать эти простые правила применительно к ней.
================================================================================

Для тех, кто прочел фрагмент до конца: что принимается, а что вот внутри сразу вызывает сопротивление? Есть такие пункты?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Группа риска

    Вчера все равно все сделали привычную ошибку. И пост Александры не помог. Давайте еще раз: мизогин внешне никогда не проявляет свое убеждение,…

  • Разгадка

    Продолжение истории от Кати. =================================== Оригинал взят у pumchik в Разгадка В комментариях к предыдущему…

  • Кстати…

    И еще немного в стиле капитана очевидность. Просто случился эффект даже не парных случаев, а целой толпы. Так вот, уважаемые дамы! Если у мужчины…


Прекрасный текст, прекрасные пункты, ничего не вызывает отторжения, а некоторые фразы наоборот, очень цепляют. Особенно вот эта "Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще". Я аж прямо задумалась над всеми тропинками, с которых свернула))

Меня тоже цапнула эта фраза.

Я бы с большой осторожностью отнеслась к пункту 12 "Никогда не применяйте телесных наказаний". Все дети разные. Очень разные.

Я у подруги пронаблюдала две яркие противоположности. Одну дочку даже за руку резко нельзя было взять, а уж шлепок с раннего детства воспринимала как оскорбление. Зато всегда адекватно реагировала на слова. А вот вторая дочка вообще ничего не воспринимала как наказание и для нее ничего не было аргументом. Все до нее доходило только "через попу". Подруга сама была противницей любых физических наказаний, но на второй дочке сломалась. Иные воспитательные методы просто не работали.

тут, вероятнее всего, телесные наказания - это не шлепок по попе, а порка, особенно жесткая, жесткая и показательная.
у меня такая же подруга, только она на третьем ребенке обнаружила, что слова почему-то не работают.

Не учите его отличаться от женщин. Мне кажется не то чтобы специально учить, как в примере, но учить, что женщины слабее в чем-то и потому им надо помогать, по-моему это верно. Как в примере: сын, мы делим это мясо так: вначале маме и сестре, потому что они девочки, потом коту, потому что он слабый и мы о нём заботимся, а потом мне и тебе, потому что мы мужчины. Может я и не права.

надеюсь Вы не имели в виду то, что девочки слабее кота

Какие замечательные советы, многим родителям бы их в уши и голову.

У меня вообще вызывает сопротивление идея, что мальчика и девочку надо воспитывать как-то принципиально по-разному. Они уже родились разными, с разным гормональным статусом, телом, ожиданиями от социума и перспективами в жизни в смысле биологических ролей. Поэтому, если не ломать ребенка через колено, а слушать и воспитывать согласно его потребностям, из мальчика все равно вырастет мужчина, а из девочки женщина.

Впрочем, Кон об этом же и говорит, особенно в последней строчке, но я бы с этого прямо начала :).

Edited at 2016-02-13 11:57 am (UTC)

Да всё принимается, но некоторые пункты - с грустью: "прекрасно, но как это сделать-то?"

А эту книгу я прочла пару лет назад, мне очень помогло в смысле понимания "мира мальчишек" - что ждет моего сына и как к этому разумнее относиться. Без этой книги я бы, возможно, стала запрещать "силовую возню", не отличая её от драки... Я была как-то далека от уличной жизни, от коллектива детей в детстве, и мне сейчас было бы многое непонятно, не попадись на глаза эта книга.

Когда в учебных заведениях обучали мужчины, "проблем с сопливыми мальчиками" никаких не было. Теперь воспитатели - женщины, учителя - женщины... ещё и в ВУЗах они пытаются заправлять порядками... + матери-одиночки +женщины-психологи со своими квазиактуальными советами... = то, что имеем. Куда ни ткни - либо обидчивое закомплексованное отродье, либо "облако в штанах". Уже давно пора бы уяснить, что нынешний "цивилизованный комфортный мир" слишком хрупок и недолговечен (везде могут очень быстро образовываться свои донбассы) для того, чтобы мальчику сызмальства напяливать розовые очки и манишку.

так что же мужчины не идут преподавать в учебные заведения? Они там очень востребованы, любого с руками оторвут.
Где отцы, почему они не занимаются своими сыновьями?

Вот же ж.
Прочитал чудовищное из начала поста, было, что сказать, но сам пост...
14 пунктов мерзости. У меня педагогическое образование и отличное воображение.
Слизняка, выросшего на основании применения подобной методики, представил себе настолько реалистично, что едва успел подавить рвотный спазм.
Никакого обсуждения. Обсуждать можно, когда в паре-тройке пунктов что-то не так.
Когда ошибочны все 14, нечего обсуждать.

Все, вы попали!
Это же журнал психолога, щас всем про вас все будет понятно.
Например, что у вас какая-то травма в детстве была.
Плакать в 4 года не разрешали, наверное?

С пунктами согласна.
На словах "недобросовестная конкуренция со стороны женщины" встрепенулась, заволновалась за ребенка.
Не конкурировать с друзьями - заставило задуматься. Надо мне чуть-чуть поменять свое поведение.

А почему это только для мальчиков? Девочек можно "формировать по образу и подобию" и т.д.?
Хочется замениться слово "мальчик" на слово "ребенок".

Поддерживаю ваше мнение.

Отторжения ничего не вызывает, все как раз так, как я сама думаю, только сформулировано лучше.

Папаша ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕГО мальца, которого он притащил туда где ему совсем не место ПРОСТО ДУРАК.
Самым великим учителем были не Песталоцци, Ушинский или Макаренко, а медведь Балу.
Поскольку использовал единственный и единственно действенный способ обучения - "наказание за неправильные действия должно быть мгновенным и болезненным".
Лучшая система обучения молдняка человека казарменно-интернатская.
Лучшие обучающие - отставные сержанты.
Общее обучение - только основам письма и счёта.
Остальное обучение суть профессиональные навыки и умения, физическая, медицинская и хозяйственно-прикладная подготовка.
Тогда получите - ЧЕЛОВЕКА!

С чего бы вдруг человека, если лучший учитель - медведь?

Настоящий патриот любит Родину не как мать — слепо и безоглядно, а как собственного ребёнка — изо всех сил стараясь сделать её лучше.

У меня ничего отторжения не вызвало. Я это примерно так и вижу.
Для меня было забавно прочитать пост того отца, потому что как раз в этот же день мой мелкий, которому те же 4.5 пошел на пробное занятие в секцию по карате. И через минут 10 разрыдался и ушел с занятия. При том что он любит общаться и это было неожиданно.

Мы , конечно, с женой расстроились, ему нужна подобная секция, но стесняться ребенка мне в голову не пришло.
Через два дня он пошел на соседнюю секцию айкидо, мы с ним вели подготовительную работу а преподаватель оказался мягче с детьми и не такой резкий как на карате. Прозанимался весь урок и вроде доволен. Разумеется , мы ему и взятку пообещали, если до лета доходит:) Может не педагогично, но мы не Макаренко. И в конце концов, умение договариваться с людьми ни чуть не менее важно, чем умение вести себя правильно, когда ты с ними не договорился:)


"Разумеется , мы ему и взятку пообещали, если до лета доходит. И в конце концов, умение договариваться с людьми ни чуть не менее важно"

А вы не договариваетесь, а тупо и беззастенчиво РАЗВРАЩАЕТЕ людей. Те, кто ходит на приемы врача с подачками, или к учителю, или к служащему, всегда очень хорошо проявляет свою суть - он просто не осознает, что каждый должен делать свою работу исходя из долга/должности, это его прямая (должностная) обязанность. Для вас сделать что-то "за спасибо" или вовсе за просто так - это дикость. Если даже снизойдете супругу добро сделать, всегда подсознательно ориентируетесь на особую благодарность и обижаетесь, если её не поступает. Можете не напрягаться возражать, я таких подносящих в жизни перевидал с пассажирский поезд...

(no subject) (Anonymous) Expand
какой хороший пост. С Коном согласна почти по всем вопросом, кроме телесных наказаний ) Хотя, конечно, смотря что он имел в виду.

(Deleted comment)
текст оставляет впечатление, будто ребенка предлагается растить как сорняк на даче - ничего не запрещать, крону не формировать, ствол не подкрашивать и так далее

с каждым пунктом в целом поспорить трудно, однако в каждом есть недостатки и протест

даже к такому, казлось бы, очевидному как телесные наказания
"телесные наказания" и "бить" - это не одно и то же

за свои поступки надо отвечать - и это - тоже элемент воспитания, за который ребенок скажет потом спасибо

"ничего не запрещать" - этого в тексте нет, прочтите внимательно.
а вообще, я еще не прочитав Кона, а так, вообще, пришел к интересному заключению, которое в свое время вызвало нано-холивар в моем блоге. вот оно: запрет - проявление и признак слабости. я не призываю вас вот прямо сейчас поверить в это или опровергнуть меня.
просто поиграйте этой мыслью :)))

Что это за бред сивой кобылы?
Такими путями вырастет нечто среднее. Не мужик и не женщина, а ОНО.
Да и с логикой у автора не проблемы уже, а зачастую ее просто нет. Начиная с первого же пункта, где Сахарова хоть прямо и не называет, но подразумевает "настоящим мужчиной". Ученый он. конечно, был гениальный - спору нет. Но как мужчина - просто тряпка. И наверняка жизнь у него сложилась бы лучше, если бы он был более мужественным.
Короче, автор, бросай психологию - бери метлу. Подметать чисто умеешь? Или и это тоже плохо?

очень конструктивное и, главное, аргументированное замечание!
а главное, всем теперь понятно, что и как делать.
одно непонятно, кого вы имели ввиду под словом "автор"?
здесь их два.

Сколько семей, столько и систем воспитания.

А мне жена сказала: "Воспитывай, как мальчика, а уж девочку я из неё сделаю".
И воспитание начинается не в четыре года, а с первых дней жизни. В четыре года дочка в показательной группе таеквондо уже выступала. Самая маленькая была по росту и возрасту, но в строю стояла первой на всех показухах.

Не совсем понятно, при чем тут Сахаров. Крайне своеобразный персонаж и боюсь, реальный человек cовершенно не совпадет с распиаренным образом.

не смейте сомневаться, здесь же все жутко мудрые

Очень понравились все пункты. Единственное про охотника не поняла.

непонимание есть результат детской психотравмы. кинте клич, тут Вам помогут

всё бред, кроме п.п. 12. да и тот не совсем правилен.

Всё, что здесь написано - всем известные и понятные вещи.
Печально другое - несмотря на всеобщую известность подобных вещей, чрезмерно значительное число людей, в том числе читающих данный текст, продолжают и будут продолжать предпринимать бешеные усилия ровно для обратного.

Спасибо ! Вот это то и грустно!

Сколько интересного в комментариях...

Гелена, а можно Вас попросить написать как-нибудь про телесные наказания? (или может уже было - подскажите тогда, пожалуйста, по какому слову гуглить). Интересно было бы узнать вашу точку зрения. Спасибо

Хорошо, напишу. Попробую в свои выходные.

Тринадцать пунктов из четырнадцати показались очень разумными. Правда, детей, к которым можно было бы все это применить у меня нет : )
Пункт за номером 11 не совсем понятен. Возможно, имеется в виду, что родитель не должен поддаваться чуаству соперничества с ребенком и "продаыливать" какие-то вещи только из желания показать, кто тут главный? Тогда тоже разумная вещь.

Edited at 2016-02-13 07:24 pm (UTC)

?

Log in

No account? Create an account