Previous Entry Share Next Entry
Про воспитание
gelena_s
Если вернуться к вопросу о детях и деньгах, то самое тут главное, как многие и ответили - дать детям самим наделать ошибок. Тогда что-то встроится обязательно.

Своим мы стали давать деньги рано, а когда младшему стало пять, то стали им их давать регулярно раз в неделю. Кажется, тогда это было 10 рублей, примерно 5 пачек ментоса. У нас тогда было семейное развлечение – регулярные походы на книжный рынок. Закупались книжками и фильмами. Понятно, прогулка сопровождалась приставаниями купить что-то вкусное. Нам это надоело, и мы решили именно на такие вот хотелки выдавать регулярно определенную сумму денег. И сразу оговорили: это на мелкие вкусняшки, а все что посерьезнее мы все равно сами купим.

И вот, первый выход на книжный рынок с собственными деньгами. Соблазнов по дороге множество. И в первом же полуподвальчике младший решил реализовать свое конституционное право на сладости. Мы остались стоять на улице, а он пошел за покупкой. Мы думали, ну вот сейчас выйдет довольный ребенок, ведь купил же, чего хотел!
Выходит до слез расстроенный ребенок. И показывает мелочь в ладошке. Мы ему – в чем дело? Оказывается, после покупки одного ментоса у него стало уже не ДЕСЯТЬ, А ВОСЕМЬ!!! рублей! Были слезы и объяснения, что таки да, деньги при покупках расходуются. И у младшего получился интересный эффект, вот уж непредсказуемая реакция: он решил больше не тратить на сладости, а копить на моторчик к ЛЕГО. По тем временам ему бы пришлось копить полгода, для пятилетнего почти вечность. И он таки накопил! Конечно, периодически разводил старшего на покупки всякого разного, но за это жестко пинали. У старшего была прямо противоположная стратегия: он их вообще не считал и не жалел, мог на свои карманные и продуктов купить, и младшего побаловать. И у него всегда что-то водилось.

Так что даже в одной семье дети тратят деньги по разному.

Что еще можно обобщить?

Давать карманные деньги лучше начинать рано, лет с пяти. При одном условии: ребенок умеет уже ими хоть немного распоряжаться. То есть, считать, складывать и вычитать. Уметь посчитать, что и сколько стоит и что у него останется. Собственно, первые деньги и могут помочь развить эти навыки.

Давать регулярно, раз в неделю. Большие интервалы не тянут даже старшеклассники. Сумма должна быть подъемная для вас и должна давать возможность покупки мелочей сию секунду. Учтите, что ее придется каждый год повышать, потому и не усердствуйте. Кажется, в Англии или еще где-то родителей могут оштрафовать как за отсутствие у детей карманных денег, так и за слишком большие карманные. (Кстати, регулярность и независимость от внешних и внутренних обстоятельств – хороший способ сформировать убеждение, что деньги всегда будут, что они всегда есть.)

И уж если начали давать деньги на карманные расходы, то никаких киндерсюрпризов и вкусняшек между делом, кроме оговоренных случаев. Это дается труднее всего. Дедушек и бабушек в расчет не берите. Если они что-то дали, то это дело ребенка, как их потратить. К выдаче ваших карманных расходов это отношения не имеет. Как ребенок потратил – не осуждать, гримасы и мимику убрать. Если сам ребенок тему не начал, не начинайте. Говорите с ним о своих принципах расходов и только.

Еще родителям советую с рождения детей завести счет на их образование. Хоть рубль, но кладите, потом пригодится.
Платить за оценки – очень вредно. Для кого учится ребенок? Кому нужны знания? Если ребенок не поймет, что учеба - это его ответственность, то впереди много "открытий чудных" и обид на весь мир. Кстати, переход от получения оценок к получению денег будет резко осложнен.

Небольшое отступление вбок: родителям школьников советую летом их замотивировать на небольшие очные или заочные курсы по быстрому чтению, потом в учебе очень поможет. Там учат учиться быстро и эффективно. Многие мои клиенты только там поняли, Что такое эффективная подготовка.

Дальше: платить за домашние дела, вот точно не стоит, иначе эффекты скорее отрицательные. А вот за помощь в заработках - это обязательно. Я своим, когда они были еще школьниками, платила по сто рублей за сидение с ребенком клиентов, когда мамы приходили с детьми. (Сейчас муж иногда отдувается, бывают случаи, когда приезжают с детьми, но уже сильно реже.) Так что, привлекать к помощи по работе советую, как только что станет возможным.

И еще важное: сформулируйте свои ожидания от обучения детей тратить деньги. Какие они? На что вы будете ориентировать детей? На получение хорошей зарплаты? Что тогда говорить и как вести себя? Какие примеры из собственной жизни сможете привести? На бизнес? Тогда что отмечать из его достижений? Хотите, чтоб он хорошо умел копить? Что будете поощрять в этом случае?

Так что, думайте и делитесь!

Recent Posts from This Journal

  • Krasnoludki GO!!!

    Подозреваю, что идея ловли покемонов родилась у авторов именно после посещения Вроцлава. Толпы радующихся, как дети, туристов и детей же, бросающихся…

  • Альпы

    Признаюсь, получилась небольшая провокация. Мы и сами, когда первый раз вышли погулять по окрестностям, приняли это здание за гостиницу, коих тут…

  • Следующая остановка

    В субботу у нас был длинный и насыщенный день. Утром, часов в шесть, искупались до завтрака, потом сели в машину и уже собрались ехать. Но когда…


  • 1
Прочитал и подумал, сколько ошибок сделали мои родители по обучению нас обращению с деньгами. Ну просто все совсем наоборот делали.

малышу 2 года 1месяц.
я ему даю иногда 5 рублей в ладошку чтобы (ничего другого в руки не нахапал) сам себе чупс купил, иногда подвожу к полке с недорогими сладостями и разрешаю набрать сколько в руки поместится, но чаще всего фрукты покупаю.
пять рублей от двух он отличает, говорить "денег на шоколадное яйцо нет" бесполезно, он тут же лезет за моим кошельком или недавно выдал: "на сигареты есть, а на яйцо нету?"

Шикарный пример про сигареты!
Вот на таких ситуациях и понимаешь, что враньё не прокатит и детей надо воспитывать своим примером.

Играли тут в магазин с мелким (3,5). Я на кассе, он с чемоданом денег.. Купил кастрюлю и фонарик, очень расстроился, что надо часть денег отдать)) спасибо за подробную инструкцию, будем пробовать))

То есть моя идея давать 15летней дочери раз в полгода сумму на одежду-белье - неправильная?

Полгода - это дооооооолго... Иногда приятнее купить одно платьишко в месяц, чем три сразу - и полгода ждать) Хотя и от Вашей дочки зависит. Можно спросить, как ей лучше: побольше и разом или меньшими суммами, но чаще.

И еще важное: сформулируйте свои ожидания от обучения детей тратить деньги. Какие они? На что вы будете ориентировать детей? На получение хорошей зарплаты? Что тогда говорить и как вести себя? Какие примеры из собственной жизни сможете привести? На бизнес? Тогда что отмечать из его достижений? Хотите, чтоб он хорошо умел копить? Что будете поощрять в этом случае?

Воот в чем собака порылась ) Меня родители учили выжывать даже при самых маленьких деньгах. И это я умею.
Практически все остальное они делали правильно.
Почти. " Как ребенок потратил – не осуждать, гримасы и мимику убрать" - не ругали, но на лице было написано... И пересмеивались. Это я не чтоб родителей осуждать, это чтоб самой так не делать.
Как хорошо что у нас есть доступ к разной информации, можно выбирать свое ) Я счастлива что не живу во времена молодости моих родителей ))

Сыну сейчас 4 года, как раз учимся считать, понимать что все в магазине и атракционы за деньги, выбирать что хочется больше на эту денежку которую мама выделила)

Благодарю за рекомендации, хорошо все расписано и коротко ) Скопирую себе

для меня самое важное сейчас - дать позитивную установку

дочери 3,5 года, когда она говорит: "Я хочу вот такую машину" и тыкает в белоснежную бмв х-5, я отвечаю ей: "Хорошо, вырастешь, заработаешь денежек и купишь себе"

сама столкнулась с тем, что имею у себя в голове такие установки: "девочки не умеют зарабатывать", "просто нужно хорошо выйти замуж", "машина - это очень дорого, её не купить простому человеку" и т.п., так что в меру сил стараюсь, что бы у моей дочери таких преград в голове не было

плюс, ориентировать постараюсь на постановку целей и способы их достижения, ибо мало просто зарабатывать деньги, это не самоцель, а средство

пару лет назад мне попалась детская книга "Пёс по имени Money", я её купила и прочитала сама... конечно, она немного расходится с Российскими реалиями, но, если бы мне она попалась лет так в 12... мне кажется, моя жизнь сложилась бы несколько иначе =) книга стоит на полке и ждёт своего часа

мне бы хотелось донести до ребенка, что деньги - это ресурс, который можно пополнять и расходовать, что важно уметь этим ресурсом управлять, что источники могут быть разнообразными, а траты разумными и адекватными

Меня больше беспокоит не вопрос о тратах, а вопрос о зарабатывании и мотивации.

Денежные траты и планирование, имхо, такая же часть жизни, как и все остальное - если у человека нет каких-то психологических проблем более масштабного плана (типа нехватки адреналина, готовности кинуть любой ресурс на единомоментное самоутверждение, отсутствия волевой регуляции...), он (может быть, после пары неприятных опытов) уже в состоянии предсказать, что если потратить зарплату на пустяки, то есть будет нечего. Сталкивалась, правда, с тем, что не умеют тратить дети очень богатых родителей, которым в руки попадают суммы, несопоставимые с потребностями (таких случаев знаю много, о самом драматичном я писала), но опять же - это "неумение тратить" имеет самую разнообразную психологическую подоплеку помимо собственно неумения, плюс обычно подобное мотовство вполне органично для того образа жизни, который этот "ребенок" ведет (было бы странным, если бы ребенок высчитывал, как купить рис подешевле, когда папа, скажем, летает на частном самолете и собирает коллекцию исторических автомобилей).

А вот как замотивировать зарабатывать ребенка, доход которого по определению будет первые лет десять сильно-сильно ниже дохода родителей и который, в общем-то, прекрасно понимает, что родители могут (другой вопрос, что не хотят :) ему с барского плеча отстегнуть и во взрослом возрасте достаточно приличное содержание? Как научить радоваться и уважать себя за первые 100 заработанных евро даже при том, что в любимом ресторане во время семейного обеда мы оставляем бОльшую сумму? Как вдохновить тратить достаточно большое время, силы и преодоление "нехочу" на обучение и построение карьеры, когда финансовой "морковки" там нет? Как выросшему ребенку отделить свои собственные достижения и поводы для самоуважения от родительских (ох, как я сама благодарю судьбу, что мы с мужем сначала пробились, состоялись и только потом мой отец разбогател - иначе бы для меня так бы и остался подвешенным вопрос "могу ли?")... Вот это меня пугает...

Если кто ответит на эти вопросы - постою послушаю.

я своим регулярные карманные деньги стал выдавать, когда они пошли в школу, а до того, карманные были нерегулярные, когда мы вместе куда-то ехали ... я их и так постоянно баловал ...

Дисклеймер: детей у меня нет и не будет, поэтому ответ на вопрос носит исключительно гипотетический характер)

В идеале - уметь зарабатывать и не "транжирить", а с умом ими распоряжаться. Уметь копить... Ну я вот не от хорошей жизни научилась этому. Имхо, будешь беден - научишься копить сам, никуда не денешься. Зачем этому специально учить?
А вот предпринимательской хватке даже и не научишься, это врожденное, но все же немного это качество можно развить, наверное. Только я бы не смогла этому научить, потому как сама не умею) И как учить - понятия не имею)) Наверное, поощрять инициативу к заработкам и не отбирать эти деньги... Вообще про свое дело или хорошую зарплату - имхо, нельзя однозначно сказать, что лучше, потому что тут по характеру надо смотреть, что человеку больше подходит.
Примеры из собственной жизни я бы не стала рассказывать, потому что они ничему хорошему не научат - разве что ребенку будет интересно, как в Питере прожить и сытно питаться на 3-4 тыщи в месяц (включая регулярные сладости), которые оставались после вычета из дохода платы за жилье и за проезд ;)

Эх, поздновато я старшей стала карманные деньги давать, но радует что в остальном выбрала правильную стратегию:)
На что я ориентирую детей: часть процитирую со своего прошлого поста "Любые финансовые трудности - временные. Любые деньги можно заработать. Работа должна приносить удовольствие. В любой сфере деятельности - можно достичь финансового благополучия".
С другой стороны я периодически себе напоминаю, что мои дети - отдельные от меня личности со своим характером и судьбой. Они имеют право стать бомжами если это принесет им удовольствие и счастье. И я говорю (пока только старшей, младшей нет и года) - "Родители обязаны заложить фундамент: любить, дать хорошее образование, следить за здоровьем... до 17-18 лет. Дальше, в том же объеме остается только любовь. На первых порах, будем еще давать деньги на еду и жилье. Тебе решать как распорядится родительским фундаментом, хочешь - учись, хочешь - женись, хочешь - зарабатывай много, хочешь - минимум на поесть. Это твоя жизнь."

"Кстати, регулярность и независимость от внешних и внутренних обстоятельств – хороший способ сформировать убеждение, что деньги всегда будут, что они всегда есть."

Хм... А нужно ли формировать такое убеждение? Ведь по сути оно ложно... Денег может и не быть, очень даже запросто. Я это знаю и помню)

Деньги есть всегда. Просто иногда не у Вас. :)

О, как мне приятно, что хоть до чегото правильного я додумалась сама - не платить за учебу/оценки и работу по дому!
Чему бы хотелось научить:
1) планировать свои траты и распоряжаться деньгами, думая, а не исключитально на эмоциях. Это, то чему я хочу научиться сама и что сильно мешает мне в жизни, поэтому хочу привить детям с малых лет.
2) научить создавать себе подушку безопасности, т.е. тратить не все деньги, а иметь некую сумму на всякий случай. Опять же сама не умею, так хоть детей научить бы.
3) донести, что деньги не самоцель, не предмет для гордости. Деньги - это средство для обустройства своей жизни. Деньги не решают абсолютно всех проблем.
4) ориентировать на зарплату или бизнес не буду. Они сами должны найти, что для них комфортнее. Не у всех есть способности к бизнесу. Не все могут работать за зарплату. Также я бы очень не хотела, чтобы они выбирали профессиию или образование, исходя из того где в будущем будет больше зарплата. Это надо учитывать, но не должно быть решающим фактором.

Я могу быть только антипримером по всем статьям.

ух, ты, какие вопросы хорошие.

я до сих пор вот так об этом не задумывалась. Пошла думать...

и вообще заметила сегодня, что нужно, НУЖНО отвечать на ваши вопросы тут же, пока горячо. У меня получился небольшой провал (ну хвост универский, ей-Бо...), и некоторый провал ощущается и в жизни...

но зато сегодня, вот только что я таки разобрала юго-восточный угол дома! Я - молодец!

:)

спасибо вам. Пошла спать и думать.

Мне кажется, в первую очередь все же стоит ориентировать на удовольствие от деятельности. Почти все можно впоследствии монетизировать, а может быть, и не почти, а всё. Мне вот этого очень не хватает: заниматься тем, что нравится, достигая при этом высокой степени мастерства. Я все на какие-то сиюминутные проекты сбиваюсь - причем, они если и приносят быстрый доход, то не такой уж и большой, а неприятия и отторжения до зубовного скрежета.
То есть, в конечном итоге не так и важно, каким образом к тебе приходят деньги - "от дяди" или от своего бизнеса - главное, тебя "прёт" от того, чем ты занимаешься, ты стремишься постоянно совершенствоваться, тебя манят дальние высоты в твоей деятельности...
И при всем при этом все-таки подспудно надо как-то внедрить мысль, что бессеребничество не очень-то удобно...(особенно мальчикам, наверное). Если собираешься жить один одинешенек, то без разницы, конечно, но хочется ведь, чтобы у сыночка в будущем были семья, дети, и а это неизбежно влечет за собой его способность их обеспечить достойным уровнем жизни. Не бриллианты с яхтами, может быть (хотя почему нет, если захочет и сомжет), а как минимум чтобы приобретать полезные продукты и качественные красивые вещи, не бояться платной медицины, отдыхать там, где хочется и с комфортом, при этом иметь возможность откладывать...И чтобы его жена не рвалась работать с младенцем на руках. Хотя вот тут затык: отец моего сына ничего такого не делает, да и я не ас в зарабатывании. И как тут личным примером, не знаю(((

Хочется, чтобы заработок был любимым делом, а траты осознанными.

Хм, я наверное не возьмусь воспитывать из него только бизнесмена или работника, все по чуть-чуть, сам выберет.
Копить кстати тоже хорошо.
Главное чтобы из любой ситуации денежной ребенок нашел выход: нет денег, идти работать, с последующей возможностью что-то организовать самому. есть деньги - умей грамотно вкладывать, хочешь что-то не по своему карману - начни копить (но без фанатизма).
Хорошая зп - умение себя продать и обладание достаточными данными в теме работы.
Бизнес - планирование, умение руководить.
Копить - соизмерение затрат и выхода.

Мне важно вырастить детей с знанием, что они должны уметь сами себя обеспечивать.

Еще мне важно, чтобы они понимали, что деньги - ресурс, и пользование данным ресурсом должно делать человека гармоничнее и более состоявшимся как личность.

И что заработать своим трудом возможно всегда, стоит лишь приглядеться к возможностям вокруг.

Еще очень важно донести знание о том, что уж если все равно будут работать значительную часть своей жизни (ну, потому что работа - это возможность самореализации, социализации, достижения важных жизненных целей и т.п.), то хорошо бы, чтобы работа приносила удовлетворение и радость, а то иначе будет больше вреда, чем пользы.

Еще мне важно, чтобы у них не сложилось убеждения, что единственная возможность получить в пользование ресурсы - работа, иногда мироздание просто их дарит и не надо бояться принимать эти дары.

Еще мне будет важно их научить внятно формулировать свои желания и ожидания, и предъявлять их другим. По моим наблюдениям, чем четче умеет человек это делать, тем сложнее его сбить с намеченного курса и тем проще ему получить доступ к желаемому.

В том, что касается трат и накопительства, то буду разъяснять, как устроен бюджет, зачем нужны краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, почему важна благотворительность, как из мелких незначительных трат вырастает значительная дыра в бюджете, что такое риски и как их можно минимизировать, как важно обговаривать до мелочей денежные договоренности, насколько сложно возвращать крупные долги, насколько важны инвестиции в свое развитие и физическое и духовное благополучие...

Еще мне важно, чтобы они осознавали многообразие вариантов и выбрали что-то свое. Они уже на своем опыте знают, что родителям необязательно быть женатыми, что не во всех семьях - общий бюджет, что не обязательно, чтобы им нравилось то, что нравится большинству и т.п. Мне очень важно, чтобы они опирались на себя, на свои желания и предпочтения, делая выбор, и именно этому я буду их учить.

Постояла, послушала, записала. Спасибо.

Тоже разведу теорию ввиду отсутствия детей. 1. економить, наверное не надо особо учить . Моя знакомая шутила, что стала дико расчетливой и на редкость скандальной ввиду нехватки денег. То что раньше могла спустить по принципу , а ладно, зачем нервы тратить, то теперь не спускает ни копейки. 2. Влезать в нужную суму - да. То есть уметь распределить - это на еду, это на дорогу, это коплю, это на развлекухи. За еду в школе я бы платила сама раз в месяц. Нам в школе давали талоны :) что бы не было- сэкономила на обедах. 3. не связывать деньги и счастье/радость в одну кучу. 4. выбирать перспективу, например обучение а не шмотки. Если надо выбырать конечно. 5. выбирать благотворительные проэкты; 6. оценивать и переоценивать свои возможности/потребности и искать проэкты под потребности. И не ныть что одно другому не отвечает. 7. уметь ценить качество и вещей и людей. 8.Лично мне деньги приходят в арифметической прогресии к моим навыкам. Хочу чтобы приходили в геометрической. :) Видимо не те опции прокачиваю. :) В принципе не могу чему то толком научить. Сама еще не очень грамотная в вопросах взаимоотношения с деньгами. :(

Ну надо же! Мы с мужем именно к такому подходу и пришли самостоятельно. Мне в детстве карманных денег не давали и я помню, как это плохо.
Сын в 5 лет стал говорить, что хочет делать покупки сам. Я выдала ему банку с мелочью, сказала что это теперь твоя копилка, добавила туда крупных монет и начала рассказывать о математике: номинале монет и купюр, цене, сдачи. Постепенно, конечно, но сын так быстро овладел счетом на настоящих монетках, что я не верила своим глазам!
Сейчас ему 6, папа каждую неделю дает ему на теннисе сдачу от молока в автомате - 10-20 рублей. Он копит. Может купить мелочь, покататься на машинке, но чаще копит крупную сумму и уже купил себе 2 желанных игрушки больше чем за 1000 руб. каждая. Прямо идем с ним и банкой в магазин, он выбирает из того, что может купить на свои деньги, в кассе вываливаем его копилку и он уходит счастливый :-) Иногда он дает нам с мужем в долг, когда срочно нужна наличка, а нет. Я беру мелкими, муж - забирает все, но возвращает чуть больше, "с процентами".
Еще иногда по работе мне нужны детские рисунки и прошу его нарисовать что-то, тоже плачу за работу символическую сумму, скажем 10 руб. за рисунок.
Сейчас он думает, как же ему заработать. Предложил как раз хозяйственные дела за деньги. Я сказала нет. Объяснила, что домашние дела мы делаем все в меру сил и бесплатно, это наш вклад в семью, это раз. Ну а два - так денег не заработаешь, когда тебе платят родители - это деньги, которые и так уже в семье, а нужно чтобы они пришли в дом из вне, то есть если например соседка попросит мыть ей посуду за деньги - это будет уже заработок, а дома посуду все моют бесплатно.

Мне непрофессиональным взглядом кажется, что тут мы не накосячили в воспитании, или все-таки где-то прокололись? Нам нравится, как ребенок относится к деньгам и вещам (бережливо, не ломает). Правда, расстраивается, что не может по-настоящему зарабатывать :-)

Кстати, возникла проблема. Далеко не всем детям в саду родители дают карманные деньги. И когда они приходят в гости и видят у сына банку с деньгами (а там бывало и больше тысячи рублей!), у них загораются глаза и они просят поделиться, дать им тоже. Все-таки они еще довольно маленькие, и если родители не объясняли им суть денег, они не понимают, почему если у него есть деньги, а у них нет, он не должен им просто отдать часть. Я настойчиво требую, чтобы он не демонстрировал свои деньги никому. Что это личное. Не нужно никому знать сколько их у тебя и где они лежат. Это большой соблазн, по сути он дразнит детей (хотя на самом деле у него нет такой цели, хвастаться, просто делится радостью от обладания, а получается хвастовство). Он готов и давать часть - но не готова я. Мне не нравится идея, что мы с мужем даем ему деньги, а он их отдает детям в садике. Говорю: купи конфет и угощай. Купи игрушку и подари другу. Деньги не раздают просто так. Особенно в такой форме: "Дима попросил меня принести ему завтра 100 рублей, а то у меня уже много, а у него нет совсем, и я обещал". Я объясняю, что у Димы своя мама, которая решает с ним их материальные проблемы. Что когда мы идем в гости, мы покупаем что-то к чаю и сувенирчик. Когда мы идем на день рождения, покупаем хороший подарок. А просто так никто никому денег не дает, деньги зарабатываются и тратятся на нужные вещи, в дружбу деньги не вмешивай.
Вообще это такой сложный вопрос, что я сказала сыну: если ты не можешь понять, что деньги это не игрушка и их не носят в детский сад, не хвастаются ими, не раздают и не дают поиграть, значит ты еще слишком маленький чтобы иметь деньги. Или ты просто усваиваешь это правило и держишь их только при себе, или мы прекращаем эту практику до твоего повзросления.
А как нужно правильно разруливать именно этот нюанс, чтобы не наделать ненужных установок, я не знаю...

Я пока поняла, что стоит уравновешивать "приоритет" воспитания. Не делать слишком важным что для себя, что для ребенка в будущем, только зарабатывать при помощи бизнеса, или только при помощи наемного труда. Вообще не стоит это так сильно разделять и противопоставлять. Это может боком выйти - например, когда потребуется перейти с наемного труда на собственное дело, или наоборот, что-то не задастся в собственном деле, и придется идти зарабатывать у кого-то в подчинении. Вроде как на ровном месте усложняется переход с одного на другое, когда слишком много от себя в результате ожидаешь, или считаешь оба вида делания денег чем-то оочень отдельным, как консервы в двух разных шкафах.

Пошла плакать и грызть кактус – потому что первая мысль, которая всплыла автоматически «Научить жить по средствам и экономить».
Тут еще думать и формулировать, и желательно себе еще мозги на место поставить. Пока так:
На что хочу ориентировать:
- При использовании денег выделять приоритеты и видеть перспективу
- Относиться к деньгам как к ресурсу: важному, но не единственному и не незаменимому
- Уметь видеть возможности для зарабатывания и получения денег и использовать эти возможности в свое удовольствие
Что для этого можно и нужно поощрять:
- Желание и конкретные действия в области зарабатывания денег
- Умение общаться с людьми и обмениваться с ними услугами и т.п.
- Разделение имеющихся денег на части – это в копилку, это на сейчас-хотелки, это на одежду-обувь и т.д. и т.п.
- Умение понимать – чего ты хочешь, в чем нуждаешься и что для тебя более важно, а что менее.

Ну вот, как я и подозревала, все дело - в разной терминологии :) Для меня помощь - это когда я делаю что-то, исходя из запроса, опираясь на свои желания и возможности. А благотворительность не обязательно подразумевает прямую просьбу, обращенную ко мне, и касается тех, кто мне не особо близок или кого я вообще не знаю.

Ну, например, прямо сейчас я помогаю совершенно бескорыстно в организации осенней психологической конференции (организатор - коллега и очень хорошая приятельница, проект мне интересен и мне хочется помочь) и в этом месяце у меня - два маленьких благотворительных проекта (дала денег на лечение малознакомого коллеги-переводчика, который попал в аварию, и оплатила счет за электроэнергию опять же шапочной знакомой, от которой ушел муж, оставив ее с тремя детьми и без работы). Я верю в правило маленьких шагов, так что делаю мелкие малозаметные вещи, но зато постоянно :)

Показался очень интересным пункт про "платить за помощь в заработках". В моем подростковом возрасте мама устроилась сторожем в одно место и вместо нее частенько там дежурила я. Никакой оплаты мне за это не предполагалось. Мне как-то даже в голову раньше не приходило, что она могла бы быть. И никому не приходило. (ну типа мы одна семья, все общее и т.п.) А сейчас я понимаю, что это в других вещах со мной играет дурную шутку. Как-то постоянно получается, что я вкладываюсь в некое дело, которое считаю общим, а лавры пожинает другой человек. И, с одной стороны, дело, конечно, общее и можно бы порадоваться, что оно получилось, а с другой стороны - как-то некомфортно и несправедливо.
По-моему, очень похоже.

Тут сложно научить тому, в чем сам не силён. Вот моя ближайшая родственница читала и Кийосаки, и Бодо Шефера, и ещё, наверное, что-нибудь. Но что в теории толку, если на практике все не очень радужно. В итоге советы от "бедного папы" о деньгах, даже если советы дельные, не воспринимаются совсем.

Так что, все-таки, перед тем, как учить детей, надо бы своё финансовое положение выправить

  • 1
?

Log in

No account? Create an account